ПРИКАЗ
от 2 апреля 2003 года N 269
Об Основных положениях Концепции создания единой
информационно-аналитической системы природопользования
и охраны окружающей среды
В целях формирования единой государственной политики в области информационного обеспечения государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, расширения взаимодействия и информационного обмена между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами по вопросам природопользования, достижения открытости и эффективности управления информационными процессами природно-ресурсного и природоохранного комплекса
приказываю:
1. Утвердить Основные положения Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды (далее - Основные положения) согласно приложению 1 и План мероприятий по созданию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на 2003 год согласно приложению 2.
2. Государственным службам и территориальным органам МПР России в месячный срок подготовить и представить в Управление информации, сводного анализа и статистики (Шевчук) и Управление информационных ресурсов и технологий (Кульницкий):
концепции развития информационной деятельности по государственным службам Министерства и субъектам Российской Федерации;
предложения по обеспечению функционирования и развития информационной инфраструктуры государственных служб и территориальных органов;
предложения по регламентам сбора, представления, хранения и передачи природно-ресурсной и природоохранной информации в федеральное государственное учреждение "Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России".
3. Управлению информационных ресурсов и технологий (Кульницкий), Управлению информации, сводного анализа и статистики (Шевчук) совместно с государственными службами и заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МПР России обеспечить реализацию Основных положений в соответствии с прилагаемым Планом мероприятий по созданию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Поволоцкого А.И.
Министр
В.Г.Артюхов
Основные положения Концепции создания Единой
информационно-аналитической системы природопользования
и охраны окружающей среды
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующая информационные процессы по обеспечению подготовки и принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды на основе интеграции информационных потоков и создания единого информационного пространства.
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды создается в соответствии с положениями Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", Закона Российской Федерации "О недрах", Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды", иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726.
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды призвана обеспечить следующие основные направления государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
государственное регулирование и координация работ по изучению, охране, воспроизводству и использованию природных ресурсов, сохранению биоразнообразия;
управление государственным фондом недр, водным и лесным фондом, обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
реализация задач, поставленных федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860, и других целевых программ, связанных с вопросами природопользования и охраны окружающей среды;
функционирование государственной системы лицензирования пользования природными ресурсами (объектами) и воздействия на окружающую среду;
государственный учет и государственная регистрация работ по изучению и использованию природно-ресурсного потенциала страны;
обеспечение сбора, учета, сохранности и упорядочения использования природно-ресурсной и природоохранной информации, полученной за счет государственных средств и других источников финансирования, как общенационального достояния России.
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды создается в целях:
информационно-аналитического обеспечения основных групп потребителей природно-ресурсной информации (федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, а также природопользователей и общественных организаций);
создания информационных ресурсов по природопользованию и охране окружающей среды, необходимых для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации;
ускорения процедур прохождения информации от стадии сбора первичной информации до анализа преобразованных сведений;
повышения качества обработки и обеспечения надежности хранения природно-ресурсной информации;
достижения открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в отрасли.
Функционирование ЕИАСП должно обеспечить решение следующих основных задач:
создание единой нормативно-правовой, методической, организационной, метрологической и технологической основы формирования информационных ресурсов Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
осуществление координации деятельности по созданию, обеспечению функционирования и совершенствования систем мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
формирование фонда государственных информационных ресурсов, включающего кадастровые и иные данные о состоянии природных ресурсов и окружающей природной среды, об их использовании и охране;
обеспечение сбора, накопления, обработки, анализа и распространения данных для оценки состояния недр, водных объектов, лесов, биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, окружающей среды, и прогноза их изменений под влиянием различных факторов, а также социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности в пределах компетенции МПР России;
развитие и стандартизация автоматизированных технологий мониторинга состояния недр, водных объектов, лесов и окружающей среды, подготовка и распространение регламентированной информации в установленном порядке и режиме;
обеспечение связи с ведомственными информационными системами и центрами данных и обеспечение доступа к информационным ресурсам обменного фонда данных;
обеспечение безопасности и устойчивости функционирования информационных технологий, а также защиты информационных ресурсов.
Основными принципами создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды являются:
создание и разработка должны проводиться с использованием средств и технологий обработки информации на основе соответствующих государственных стандартов;
межведомственный характер Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, обусловленный местом МПР России в структуре органов федеральной власти и управления;
учет и сбалансированность интересов Российской Федерации в целом, ее субъектов и территорий, производителей, владельцев и пользователей природно-ресурсной и природоохранной информации;
открытость Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, ее взаимодействие и информационный обмен с отечественными (федеральными, ведомственными, региональными и др.) и зарубежными природно-ресурсными и экологическими информационными системами и банками данных;
преемственность и управляемость перехода от действующей системы сбора и хранения природно-ресурсной и природоохранной информации в федеральных и территориальных фондах (центрах), в архивах и хранилищах подведомственных и других организаций к информационной компьютерной системе, базирующейся на современных информационных технологиях и программно-технических средствах;
использование научных и практических результатов ранее выполненных работ по созданию систем мониторинга и оценки природных ресурсов и окружающей среды, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса;
информационная совместимость элементов Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативно-правового обеспечения ее создания и функционирования;
этапность проектирования и внедрения Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды и ее элементов с целью минимизации затрат, эффективного использования выделяемых ресурсов и оперативного внедрения разработок, включая максимальное использование средств и ресурсов, имеющихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации;
широкое использование новых технических средств и современных высокоэффективных информационных технологий;
активное участие МПР России, его территориальных органов и подведомственных организаций в разработке и внедрении Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на всех уровнях;
управление информацией о состоянии недр, лесов, водных объектов, окружающей природной среды в соответствии с согласованными регламентами получения, обмена и распространения данных и информационной продукции.
Система имеет иерархическую многоуровневую структуру:
уровень организаций, формирующих исходную информацию, представлен информационными службами, архивами (фондами), системами мониторинга организаций-производителей природоресурсной и экологической информации, занимающихся изучением и использованием природных ресурсов (объектов), независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
территориальный уровень представлен территориальными и региональными/бассейновыми фондами информации (для Государственной водной службы) по природопользованию и охране окружающей среды, находящимися в ведении территориальных органов МПР России или иных федеральных органов управления природными ресурсами на уровне субъектов Российской Федерации и федеральных округов, информационными службами (центрами, системами), находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
федеральный уровень представлен Российским фондом информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России, фондами информации государственных служб в составе МПР России (инфотеки МПР России), Ситуационным центром МПР России, Центральным бюро информации МПР России, обеспечивающими интеграцию информационных ресурсов в Единую информационно-аналитическую систему природопользования и охраны окружающей среды, специализированными информационно-аналитическими системами и центрами иных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающими формирование и ведение банков данных федерального значения.
МПР России для координации работ по созданию и развитию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды образует по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также органами власти субъектов Российской Федерации Координационный совет и утверждает Положение о нем, а также разрабатывает программу создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на период 2003-2010 годов.
Передача информации между уровнями и элементами Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды с целью ее сбора, хранения и использования осуществляется на основе:
нормативно-правовых актов по вопросам информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды;
нормативно-правовых и методических документов МПР России, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
соглашений между МПР России и федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
лицензионных условий и/или договоров на природопользование.
Создание информационной инфраструктуры и модернизация программно-технических средств и Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды предполагает:
упорядочение системы сбора, учета, хранения и использования первичных материалов, формирование и развитие баз и банков данных с учетом действующих международных и российских нормативов и стандартов;
развитие системы фондов и центров научно-технической информации на основе современных информационных технологий;
разработку комплекса моделей для анализа и прогноза основных параметров состояния недр, лесов, водных объектов, растительного и животного мира и окружающей среды, развитие информационных систем государственного регулирования использования природных ресурсов;
формирование единых (совместимых) программно-технических средств, геоинформационных систем и технологий, специализированных комплексов обработки картографической информации;
программно-аппаратное и технологическое обеспечение информационных систем, входящих в структуру Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, модернизацию средств информационно-вычислительной техники в территориальных органах МПР России;
создание и обеспечение функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, разрабатываемой во взаимодействии с государственными службами МПР России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;