ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2003 года N 36
Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2020 года N 1181
____________________________________________________________________
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)*.
________________
* Министерством труда и социального развития Российской Федерации "Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)" присвоено обозначение ПОТ Р М-029-2003. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Ввести в действие Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утвержденные настоящим постановлением, с 30 июня 2003 года.
3. Департаменту условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации организовать издание и распространение Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия).
Министр труда и
социального развития
Российской Федерации
А.П.Починок
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 июня 2003 года,
регистрационный N 4824
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)
1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)*, устанавливают государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации конвейеров всех типов, рольгангов, транспортеров, трубопроводного транспорта и других транспортных средств непрерывного действия**, задействованных в технологических транспортных операциях на предприятиях, в учреждениях, организациях*** как в составе единого технологического комплекса, линии и т.п., так и при их отдельном применении.
________________
* Далее - Правила.
** Далее - транспортные средства непрерывного действия.
*** Далее - организации.
Требования настоящих Правил распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию этих транспортных средств, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, а также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Организация и выполнение работ с применением транспортных средств непрерывного действия должны осуществляться при соблюдении Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*, иных нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда**.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702.
** Сноска на нормативные правовые акты, предусмотренные приложением к настоящим Правилам, обозначается квадратной скобкой.
1.2. Для транспортировки больших объемов стабильных по направлению, однородных по содержанию и непрерывных по подаче грузов наиболее эффективными являются транспортные средства непрерывного действия - конвейеры всех типов, монорельсовые и подвесные канатные дороги, пневматический, гидравлический и трубопроводный транспорт.
1.3. Применение транспортных средств непрерывного действия может быть высокоэффективным, если они представляют собой звено полностью механизированного комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
1.4. Транспортные средства непрерывного действия могут иметь механические, гидравлические, электрические приводы, могут не иметь приводов или использовать гравитацию (конвейеры: ленточные, цепные, пластинчатые, винтовые, гравитационные, пневматические; лифты с непрерывным движением кабин; эскалаторы; монорельсовые дороги с тяговой лебедкой; подвесные канатные дороги; трубопроводный транспорт: гидравлический (напорный, безнапорный), пневматический (всасывающий, смешанный, нагнетательный, пневмоконтейнерный и т.п.).
1.5. Перспективным видом внутризаводского транспортного средства непрерывного действия являются транспортные системы, представляющие собой автоматические устройства, движущиеся вдоль магнитной дороги, получающие команду на выполнение производственного цикла от ЭВМ и передающие ей ответную информацию.
1.6. Настоящие Правила не распространяются на работников, эксплуатирующих магистральные трубопроводы, эскалаторы, элеваторы, грузовые и пассажирские канатные дороги, транспортные системы непрерывного действия в технологических комплексах роторного типа (патронное производство и др.), в комплексах и системах военного назначения, а также работающие в специфических пожаро-, взрывоопасных и др. условиях их применения и находящиеся под надзором Госгортехнадзора России.
1.7. Требования настоящих Правил должны учитываться при проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, при разработке и применении технологических процессов с использованием транспортных средств непрерывного действия, при реконструкции, техническом перевооружении или создании новых производств с применением транспортных средств непрерывного действия. Правила действуют на всей территории Российской Федерации.
1.8. Выполнение отдельных требований настоящих Правил, требующих значительных затрат, может осуществляться по срокам их реализации по согласованию с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, территориальными органами Госгортехнадзора России и другими органами государственного надзора и контроля по их компетенции.
1.9. Организацию работы по обеспечению безопасных условий эксплуатации транспортных средств непрерывного действия следует проводить на основе оценки уровня безопасности этих транспортных средств и последующего приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил, документации завода-изготовителя и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов по охране и безопасности труда.
1.10. С учетом конкретных условий в организации разрабатываются или приводятся в соответствие с требованиями настоящих Правил стандарты организации, положения, должностные инструкции и инструкции по охране труда.
1.11. Руководители структурных подразделений, начальники участков, мастера, прорабы должны иметь в наличии комплект действующих инструкций для работников по профессиям и видам работ, входящих в сферу их производственной деятельности.
1.12. Погрузка, выгрузка, перемещение и размещение грузов должны производиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и правил по охране труда.
1.13. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, к освещению на рабочих местах, к уровню вибрации и шума должны определяться соответствующими государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другими нормативными документами.
1.14. Опасными и вредными производственными факторами при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия, являются:
движущиеся элементы транспортных средств и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях;
вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.;
поражения электрическим током;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений;
недостаточная освещенность.
1.15. Особую опасность при использовании транспортных средств непрерывного действия представляет контактирование с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за незастегнутую, незаправленную надлежащим образом спецодежду, рукавицы и т.п.
1.16. В конструкцию транспортных средств непрерывного действия должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.
1.17. Вращающиеся валы транспортных средств непрерывного действия, даже когда они выполнены гладкими и вращаются с малыми оборотами, особенно выступающие их концы, должны быть ограждены, т.к. опасны возможностью захвата при контакте с ними спецодежды работника, не убранных под головной убор волос, находящихся в руках или выступающих из карманов спецодежды работника предметов и т.п., что создает опасность втягивания работника в опасную зону с тяжелыми последствиями.
1.18. Встречновращающиеся валы, валки, цилиндры, фрикционы, зубчатые колеса, шестерни и т.п., встречающиеся в большом разнообразии у транспортных средств непрерывного действия, в зоне их набегания должны определяться как опасные вне зависимости от скорости вращения. Опасность в этих зонах представляет и возможный захват подающимися в эти механизмы материалами.
Указанные зоны должны быть ограждены или иметь другие средства защиты, исключающие доступ работника в эти зоны.
1.19. Зоны набегания между приводными ремнями и шкивами, между тросами и блоками, между приводными цепями и звездочками, между транспортирующими лентами и барабанами являются опасными зонами захвата и должны быть ограждены.
1.20. Шпонки, регулировочные и фиксирующие винты, болты и другие детали вращающихся валов, муфт и т.п. не должны выступать за габарит основных деталей и опасные зоны должны иметь ограждения.
1.21. В скрепляющих узлах транспортерных лент, приводных ремней транспортных средств непрерывного действия применение металлических соединительных элементов (болтов, скоб и т.п.) не допускается. Сращивание должно выполняться сшивкой или вулканизацией.
1.22. Червяки, шнеки, спирали, зоны между ними и корпусами в конструкциях транспортных средств непрерывного действия должны быть закрыты ограждениями, исключающими доступ работника в эти опасные зоны при работающем оборудовании.
1.23. Извлечение застрявшего предмета, вызвавшего остановку шнекового транспортера, необходимо производить после отключения привода транспортера от электрической сети. Извлечение застрявшего предмета производить с использованием шуровок, клещей и т.п. инструмента.
1.24. Микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения) и содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должны быть в пределах санитарно-гигиенических норм, что обеспечивается:
а) при незначительных перегревах воздуха и умеренных выбросах паров, газов, аэрозоля - применением организованной естественной вентиляции;
б) при значительных уровнях теплового воздействия и выбросов загрязнителей - устройством принудительной вентиляции, обеспечивающей снижение температуры воздуха и концентрации загрязнителей до допустимых пределов притоком свежего воздуха в рабочую зону.
1.25. Источники интенсивных выбросов загрязнителей должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией непосредственно от них.
1.26. При невозможности достижения нормативных показателей микроклимата воздуха рабочей зоны должна обеспечиваться защита работников системами местного кондиционирования, воздушного душирования, средствами индивидуальной защиты, регламентом трудового процесса.
1.27. При эксплуатации производственного оборудования в атмосфере пожаро- и взрывоопасной пыли и пылевоздушных смесей основным условием безопасности является предотвращение пожаро- и взрывоопасных ситуаций, что обеспечивается:
а) последовательностью пуска и остановки оборудования, работающего в едином технологическом комплексе, с автоматической блокировкой при ее нарушении;
б) светозвуковой сигнализацией срабатывания любой блокировки;
в) устройством аварийного отключения приводов;
г) датчиками уровня заполнения бункеров*, сблокированными с транспортным и другим технологическим оборудованием;
________________
* Бункер - емкость для кратковременного хранения и гравитационной разгрузки сыпучих материалов.
д) минимальным количеством точек перегрузки на транспортных коммуникациях и их минимальной протяженностью;
е) защитой электрооборудования от взрыва, коротких замыканий и перегрузок;
ж) герметичностью производственного оборудования (размещением в закрытых кожухах самотечных транспортных средств, норий, цепных, ленточных и безроликовых конвейеров).
1.28. Не допускаются пуск и работа оборудования, выделяющего пыль, с открытыми люками, крышками, дверками.
1.29. Проведение огневых работ в помещениях с пылегазовыми выделениями, опасными во взрывопожарном отношении, допускается в исключительных случаях при соблюдении требований правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
1.30. Общая компоновка производственного оборудования должна обеспечивать проходы и подходы к нему в соответствии с действующими нормами.
1.31. Пылевыделяющее производственное оборудование должно быть загерметизировано и эффективно аспирироваться с тем, чтобы в производственные помещения пыль от него не выделялась.
1.32. Производственное оборудование при эксплуатации должно находиться в исправном состоянии, быть отрегулировано, работать без несвойственного ему шума, вибрации и повышенного трения движущихся частей.
1.33. Ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия возлагается на руководителей структурных подразделений, эксплуатирующих эти транспортные средства, а также на службы главных специалистов и руководителей ремонтных служб по их компетенции.
1.34. Общее руководство комплексом работ по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств непрерывного действия возлагается, как правило, на главного инженера (технического директора) организации. В организациях с малой численностью работающих исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников организации.
1.35. Не допускается применение в организациях вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, а также оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.