Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ -
УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

     
Об использовании международных избирательных
стандартов в законодательной практике
государств СНГ и Европы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с отменой
Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества
Независимых Государств по наблюдению за выборами
на основании
постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
от 4 декабря 2004 года N 24-7

____________________________________________________________________


Признавая обеспечение и защиту избирательных прав и свобод граждан одной из важнейших целей демократического развития государств Содружества, Межпарламентская Ассамблея СНГ отмечает необходимость дальнейших усилий по совершенствованию механизма правового регулирования избирательного процесса, скорейшей выработке и эффективному использованию в практике организации и проведения выборов международных избирательных стандартов.

Подписание 7 октября 2002 года в Кишиневе президентами Республики Армения, Грузии, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины внесенной Межпарламентской Ассамблеей СНГ на рассмотрение Совета глав государств Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств подтверждает исключительную важность и актуальность таких усилий.

Инициатива Межпарламентской Ассамблеи СНГ по формированию пространства общих правовых стандартов в области организации и проведения выборов поддержана на состоявшейся в сентябре 2002 года конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, а базовые положения подписанной президентами стран Содружества Конвенции легли в основу проекта европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод.

Межпарламентская Ассамблея

постановляет:

1. Рекомендовать парламентам Республики Армения, Грузии, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины ускорить выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

2. Принять Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (прилагаются).

3. Направить парламентам государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ указанные Рекомендации для использования в национальных законодательствах.

4. Считать важным направлением работы Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ согласование подходов в вопросах унификации стандартов избирательного процесса с Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской Ассамблеей ОБСЕ и Европейским Парламентом.


Председатель Совета Ассамблеи
С.М.Миронов

Санкт-Петербург

7 декабря 2002 года

N 20-6

     

Приняты на двадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 20-6
от 7 декабря 2002 года)

 
РЕКОМЕНДАЦИИ
для международных наблюдателей
Содружества Независимых Государств по
наблюдению за выборами*

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
от 4 декабря 2004 года N 24-7

____________________________________________________________________

________________

* Проект Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами разработан В.И.Лысенко, членом Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской федерации, доктором юридических наук (Институт государства и права РАН) и И.А.Евлановым, советником управления международных связей Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов являются целью и обязанностью правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.

Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

На современном этапе международное наблюдение за выборами является одной из важнейших задач по поддержанию процесса демократического развития и обеспечения основных политических прав и свобод человека и гражданина в ходе выборов.

Участие международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, наряду с международными наблюдателями от международных организаций и иностранных государств, в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становится одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов, поступательного демократического развития.

Стандартами демократических выборов являются такие принципы организации избирательного процесса, как право гражданина по достижении установленного конституцией и (или) законодательством возраста избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебного контроля, а также гражданского (общественного) и международного наблюдения за выборами.

Настоящие Рекомендации, одобренные Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, призваны содействовать проведению наблюдения за подготовкой и проведением выборов со стороны международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, эффективно использовать права и обязанности международного наблюдателя при выполнении своей миссии по наблюдению за выборами, помочь международным наблюдателям СНГ профессионально оценить, насколько полно и точно национальное избирательное законодательство, практика назначения, подготовки и проведения выборов соответствуют национальной конституции, международным обязательствам государства, общепризнанным принципам и нормам международного права по проведению демократических выборов.

     

Раздел 1

 Стандарты демократических
выборов


Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов и должностных лиц.

Международными документами в той или иной мере предусматриваются нижеследующие основные принципы подготовки и проведения выборов, которые принято называть международными стандартами демократических выборов:

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные государственные и муниципальные должности;

- свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный, ответственный характер выборов;

- участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей;

- гарантии реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, а также судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов;

- проведение выборов независимыми избирательными органами (избирательными комиссиями);

- обеспечение действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами.

Общепризнанные принципы и нормы международного права признают за государством допустимость конституционного и законодательного ограничения избирательных прав и свобод участников выборов, не носящего дискриминационный характер и соответствующего международным обязательствам государства, в частности таких политических свобод, как свобода собраний, свобода объединений, свобода слова и свобода массовой информации, а также запрещение призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывов, направленных на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающих социальную, гендерную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.

Ограничения для выдвижения кандидатов, списков кандидатов от политических партий (коалиций - избирательных блоков), касающиеся создания и деятельности политических партий (коалиций), избирательных прав и свобод, могут применяться в интересах защиты конституционного строя, национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, прав и свобод человека и гражданина и должны соответствовать международным обязательствам государства.

Не являются ограничением законодательное лишение (ограничение) права избирать и (или) быть избранными в отношении лиц, признанных судом недееспособными, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, а также дополнительные законодательные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо части населения страны, в частности, национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных и иных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении избирательных прав и свобод.

При этом в своем стремлении к демократизации избирательного процесса государство может исходить из того, что существующие ограничения или дополнительные гарантии в реализации избирательных прав и свобод, предусмотренные конституцией, законами и не противоречащие международным обязательствам государства, по мере создания надлежащих национальных условий подлежат отмене с тем, чтобы обеспечить всем участникам избирательного процесса равные правовые условия для участия в выборах.

Основная задача международных наблюдателей - оценка соответствия национального избирательного законодательства и практики проведения выборов международным обязательствам государства.

     

1.1. Право избирать и быть избранным


Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется национальными законами и иными нормативными правовыми актами.

Мужчины и женщины должны иметь равные избирательные права и свободы и равные возможности для их реализации и защиты при проведении выборов. С целью создания равных возможностей для реализации указанного избирательного права государства могут принимать меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать женщинам наравне с мужчинами справедливые и реальные правовые возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные органы, на выборные должности как лично, так и в составе кандидатов (списка кандидатов) политической партии (коалиции) в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, могут приниматься меры, в том числе законодательного характера, к тому, чтобы обеспечивать лицам с физическими и иными отклонениями (недугами), а также иным категориям граждан (представителям коренных и малочисленных народов, народностей, национальных меньшинств, этнических групп), нуждающихся в этом, дополнительные условия для их участия в выборах, в том числе для реализации права избирать и быть избранным в личном качестве или в качестве представителя политической партии (коалиции), участия в голосовании с помощью лиц, указанных в законах.

Право избирать и быть избранным должно реализоваться независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения, а также иных подобных обстоятельств.

Законодательное регулирование права избирать и быть избранным, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод участников выборов и не должно отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер. Необходимо иметь в виду, что избирательные  права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, предупреждения преступлений.

Избирательные права и свободы человека и гражданина, иных участников выборов могут быть ограничены конституцией и (или) законом и не считаться дискриминационными, если они предусматривают:

- разумные требования для осуществления либо ограничения права на участие в выборах или права доступа к выборным должностям, включая возможность ограничения в соответствии с законом избирательных прав, свобод и обязанностей лица, признанного судом недееспособным, лица, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление;

- специальные меры, в том числе законодательное выделение квоты депутатских мандатов, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо составной части населения страны, прежде всего национальных меньшинств и этнических групп, которая из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных условий лишена возможности пользоваться равными с остальным населением политическими и избирательными правами и свободами, а также дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей для реализации избирательных прав и свобод отдельных категорий избирателей, прежде всего женщин, лиц с физическими и иными отклонениями (недугами), в том числе для включения в списки кандидатов политических партий (коалиций).

Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся в выборный орган или на выборную должность на новый срок, определяются конституциями и (или) законами, иными нормативными правовыми актами. Соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями.

Не противоречит международным избирательным стандартам установленное законом ограничение на несовместимость одновременного обладания лица депутатским мандатом или занятием выборной должности со статусом военнослужащего, служителя религиозного культа, служащего органа исполнительной власти, судьи, прокурора.

Государство может стремиться к тому, чтобы иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающим на его территории, было предоставлено право избирать и право быть избранным на выборах в органы местной власти (органы местного самоуправления) при условии, что они отвечают тем же правовым критериям, что и граждане государства.

Международному наблюдателю необходимо ознакомиться с конституционным статусом гражданина страны проведения выборов, а также с правовым регулированием порядка принятия в гражданство государства, где проводятся выборы, иностранного гражданина, лица без гражданства, возможностью и особенностью участия в выборах новых граждан (срок пребывания в гражданстве, продолжительность проживания на территории государства, законопослушное поведение на территории государства и т.д.), предоставлением избирательных прав с тем, чтобы убедиться, что предоставление лицу гражданства, избирательных прав и возможность их реального осуществления основывались на демократических правилах и традициях.

1.2. Всеобщее избирательное право


Соблюдение принципа всеобщего избирательного права означает, как правило, следующее.

1. Каждый гражданин по достижении возраста, установленного конституцией и (или) законом, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности в порядке и на условиях, предусмотренных конституцией и (или) законами, другими нормативными правовыми актами, и это право реализуется вне зависимости от ограничений или преимуществ дискриминационного характера, в том числе по признакам физического или иного отклонения (недуга) лица (инвалидности и др.). Право избирать может предоставляться лицу по достижении возраста совершеннолетия, когда оно может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности; право быть избранным может предоставляться по достижении вышеуказанного возраста, но не позднее чем по достижении возраста 25 лет, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и (или) законами в отношении кандидатов на отдельные выборные посты, в частности, на должность главы государства и (или) высшего должностного лица территориального образования в составе федеративного (федерального) государства, кандидатов в парламенты.

2. Возможность и (или) обязательность наличия гражданства.

3. Проживание избирателя на территории, на которой проводятся выборы, при этом требование к продолжительности проживания может предусматриваться только при проведении региональных и (или) местных выборов и она может не превышать шести месяцев, если более продолжительный и разумный срок не связан с обеспечением избирательных прав представителей национальных меньшинств и (или) этнических групп избирателей, избирателей соответствующей территории в целом.

4. Правом избирать и быть избранными обладают граждане, проживающие (находящиеся) на законных основаниях за пределами территории своего государства. Дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица оказывают гражданам содействие в реализации их избирательных прав и свобод.

5. Не могут иметь права избирать и быть избранными лица, не достигшие возраста, установленного конституцией и (или) законами. Допускается ограничение законом избирательных прав и свобод, в том числе права избирать и (или) быть избранными, лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление. Право гражданина избирать и быть избранным реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признак пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств. Не должны допускаться такие ограничения дискриминационного характера, как невключение в список избирателей и иные избирательные документы лиц, не имеющих минимального уровня грамотности, не владеющих государственным языком либо не соответствующих иным подобным обстоятельствам, препятствование реализации ими своего права на доступ к документированной информации (персональным данным) о себе.

6. Каждый имеет право на беспрепятственный доступ к действенной, беспристрастной и равной процедуре государственной или иной установленной законом регистрации (учета) избирателей на основании документов и сведений, указанных в законах, к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также вправе знать, кто, когда и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена; при этом избирателю гарантируется право получать информацию о включении его в список избирателей, обжаловать в установленном законодательством судебном и (или) ином порядке невключение в список избирателей либо исключение из списка избирателей, либо неточности в сведениях об избирателях. Регистрация избирателей может осуществляться на постоянной (регулярной) основе, и сведения об избирателях должны обновляться не реже чем раз в год или в иной разумный срок, обусловленный характером и порядком осуществления процедуры регистрации избирателей. Списки избирателей должны предоставляться для ознакомления и дополнительного уточнения. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после предоставления списка избирателей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются избирательным органом в список избирателей (или в дополнительный список избирателей).