ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2003 года N 310


О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу
"Юг России"

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, их концентрации на приоритетных направлениях экономического и социального развития южных территорий Российской Федерации, а также с учетом реализации в 2002 году федеральной целевой программы "Юг России" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Внести изменения и дополнения в федеральную целевую программу "Юг России", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 581 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч.II, ст.3469), изложив ее в новой редакции (прилагается).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                               Российской Федерации
                                       от 8 августа 2001 года N 581
     (в редакции постановления
     Правительства Российской Федерации
     от 29 мая 2003 года N 310)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Юг России"

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Юг России"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Юг России"

Дата принятия решения о
разработке Программы,
дата ее утверждения





-







3 мая 2001 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации
N 632-р); 8 августа 2001 года
(постановление Правительства
Российской Федерации N 581)
; 29 мая
2003 года (постановление Правительства
Российской Федерации N 310) - в новой
редакции.

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации

Основные исполнители
Программы




-





предприятия и организации,
определяемые в соответствии с
Федеральным законом "О конкурсах на
размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных нужд"

Основные разработчики
Программы






-







Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации;
государственное научное учреждение
"Северо-Кавказский научный центр
высшей школы";
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, расположенных в
Южном федеральном округе

Цель Программы








-








создание социально-экономических
условий для устойчивого развития юга
России, снижения социальной
напряженности, сокращения безработицы
и роста доходов населения на основе
использования его уникального
геостратегического положения и
природно-климатических особенностей
региона

Задачи Программы















-















развитие сырьевой базы нефтегазодобычи
и расширение магистральных
трубопроводных сетей;
сохранение и воспроизводство морских
биоресурсов Азово-Черноморского и
Каспийского бассейнов;
развитие действующих и создание
условий для строительства новых
туристско-рекреационных и
санаторно-курортных комплексов;
создание условий для развития малого и
среднего предпринимательства;
восстановление защитных сооружений и
обеспечение нормального
функционирования водохозяйственных
систем

Сроки реализации
Программы

Перечень основных
мероприятий Программы



















-
-




















2002-2006 годы
подготовка сырьевой базы
нефтегазодобычи;
развитие системы транспортировки
углеводородов;
воспроизводство и сохранение
биоресурсов;
развитие туристско-рекреационного
комплекса;
модернизация транспортной системы
региона;
обеспечение занятости
населения;
обустройство беженцев и вынужденных
переселенцев;
строительство, реконструкция и
восстановление гидротехнических
сооружений водохозяйственных систем;
развитие традиционных отраслей
промышленности и агропромышленного
комплекса;
развитие социальной сферы и
жилищно-коммунального хозяйства

Объемы и источники
финансирования



























-




























общая сумма затрат - 104022,56 млн.
рублей (в ценах соответствующих лет),
в том числе:
выделено в 2002 году - 22491,66 млн.
рублей; предусмотрено на 2003-2006
годы - 81530,9 млн.рублей, включая
9255,904 млн.рублей из федерального
бюджета,
из них:
капитальные вложения - 9139,82 млн.
рублей,
НИОКР - 19,384 млн.рублей,
прочие расходы - 96,7 млн.рублей,
средства федеральных органов
исполнительной власти, выделяемые на
выполнение мероприятий в рамках других
программ, реализуемых в регионе, -
6637,97 млн.рублей;
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 8392,866 млн.рублей;
средства местных бюджетов - 1837,8
млн.рублей;
внебюджетные источники - 55406,36 млн.
рублей,
из них:
собственные средства предприятий -
23277,644 млн.рублей,
прочие внебюджетные средства -
32128,716 млн.рублей

Ожидаемые результаты
реализации Программы






-







сокращение отставания юга России (по
основным макроэкономическим
показателям) от среднероссийского
уровня;
повышение финансового самообеспечения
региона и уровня жизни населения;
снижение социальной напряженности в
регионе

Управление реализацией
Программы и контроль
за ходом ее выполнения


-




управление реализацией Программы и
контроль за ходом ее выполнения
организуются в порядке, утвержденном
постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня
1995 г. N 594


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Территория Южного федерального округа (далее именуется - регион) составляет 589 тыс.кв. километров (3,5 процента территории России), численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2000 года, 20,8 млн.человек (14 процентов численности населения России), плотность населения - 35 человек на 1 кв.километр.

В регионе один из самых низких уровней производства валового регионального продукта на душу населения: в 1,5-2,7 раза ниже, чем в среднем по России. Денежные доходы на душу населения составляют 43,8 процента среднероссийского уровня. Имеет место высокий уровень дотационности бюджетов. В республиках региона собственные доходы к общим доходам составляют от 15 до 70 процентов, и по этому показателю регион занимает последнее место в Российской Федерации.

Объем промышленного производства составляет 5 процентов общероссийского. Общий спад экономики сопровождался почти полным прекращением инвестиционной деятельности.

Отмечается отставание развития предпринимательской деятельности. Доля малых предприятий составляет 19,3 процента при среднероссийском показателе - 26,3 процента. Количество малых и средних фирм на 1000 жителей составляет на юге России 4,2 процента при среднероссийском показателе - 6,1 процента.

Регион характеризуется:

высоким уровнем безработицы - общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составляет 1570,9 тыс.человек, или 20,1 процента общей численности безработных в России;

резким снижением количества отдыхающих (рекреационная емкость региона - 25 млн.человек в год при посещаемости в настоящий период 6,5 млн.человек);

большим числом беженцев и переселенцев. В России количество беженцев составляет около 1 млн. человек, из них около 500 тыс.человек находится в регионе (на каждого коренного жителя Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца, в Ставропольском крае количество беженцев составляет 3 процента численности населения).

Наличие указанных проблем вызвало необходимость разработки комплексной программы социально-экономического развития юга России.

2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы

Целью федеральной целевой программы "Юг России" (далее именуется - Программа) является создание социально-экономических условий для устойчивого развития юга России, снижения социальной напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на основе использования его уникального геостратегического положения и природно-климатических особенностей.

Основными задачами Программы являются:

развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение магистральных трубопроводных сетей;

сохранение и воспроизводство морских биоресурсов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

восстановление защитных сооружений и обеспечение нормального функционирования водохозяйственных систем.

Программа реализуется в период с 2002 по 2006 год.

     

     

Реализация Программы в 2002 году

На реализацию Программы в 2002 году было направлено за счет средств всех источников финансирования 22491,66 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1963,44 млн.рублей.

Результатами реализации Программы в 2002 году являются:

введение в эксплуатацию 55 объектов и пусковых комплексов;

создание 143,1 тыс.рабочих мест во всех отраслях экономики региона;

сокращение на 4 процентных пункта доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;

увеличение количества отдыхающих на курортах юга России на 11,8 процента по сравнению с 2001 годом;

создание 4,6 тыс. новых малых предприятий.

Выделение средств на инженерное обустройство территорий, обладающих значительным туристско-рекреационным потенциалом, способствовало повышению инвестиционной активности на юге России.

Вместе с тем в ходе реализации Программы выявлен ряд недостатков, связанных с переоценкой возможностей финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также собственных средств предприятий.

Из-за низкой инвестиционной привлекательности таких регионов, как Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Дагестан, не обеспечено привлечение в запланированных объемах заемных средств.

Кроме того, выявились диспропорции в использовании средств Фонда регионального развития, выделяемых на решение региональных задач за счет недофинансирования мероприятий, обеспечивающих реализацию геостратегических приоритетов и задач федерального значения (на мероприятия геостратегического и федерального значения направлено 39,5 процента средств, а на реализацию региональных проектов - 56,8 процента).

В результате паводка, произошедшего в июне - августе 2002 года на территории региона, выявились серьезные недостатки в техническом состоянии гидротехнических сооружений, что негативно сказалось на функционировании социально-экономической системы региона и потребовало осуществления дополнительных мер, направленных на устранение этих недостатков.

В связи с этим Правительством Российской Федерации 6 февраля 2003 года было принято решение о корректировке Программы.

Предусматривается сокращение общего объема финансирования в 2002-2006 годах с 138749,6 млн.рублей до 104022,56 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета с 25859,7 млн.рублей до 23355,319 млн.рублей.

Общее число программных мероприятий, намеченных к реализации в 2003-2006 годах, сокращено с 688 до 351.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:

обеспечение геостратегических приоритетов в регионе;

мероприятия федерального значения;

мероприятия межрегионального значения;

мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки.

В первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и обеспечение геостратегических интересов на юге России. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона.

Во второй раздел включены мероприятия федерального значения, связанные с развитием туристско-рекреационного и транспортного комплексов региона.

В третий раздел включены мероприятия межрегионального значения. К ним относятся предотвращение и ликвидация последствий паводков, обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение занятости населения, развитие промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства.

В четвертый раздел включены мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки. В их число входит развитие связи, информатизации, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, а также социальной сферы.

Система мероприятий, объемы и источники финансирования Программы указаны в приложении.

Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе

Главными направлениями деятельности по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются:

подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;

развитие системы транспортировки углеводородов;

воспроизводство и сохранение биоресурсов.

Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи

По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и увеличения стоимости нефти российские компании будут все больше стремиться к осуществлению своей деятельности в Прикаспийском регионе. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами.

Площадь российской части акватории Каспия составляет 64 тыс.кв. километров. По прогнозным оценкам, общие ресурсы Каспия составляют около 8 млрд. тонн условного топлива, из которых 24 процента (2 млрд.тонн) приходятся на долю России. В настоящее время предоставлены лицензии российским и зарубежным недропользователям, которые будут выполнять основной объем сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных площадях российской части акватории Каспия.

Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20 потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовленным к эксплуатации является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн.тонн.

Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с извлекаемыми запасами 75 млн.тонн нефти при годовой добыче 2-2,5 млн.тонн.

Объявлен тендер на разработку месторождений нефти в российской части акватории Каспия с прогнозными запасами 625 млн.тонн. Проведены конкурсы на получение соответствующих лицензий для трех участков в 10-мильной прибрежной зоне, прилегающей к территории Республики Дагестан, начата подготовка к конкурсу на получение лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии.

В северо-западной части Каспия открыто еще два нефтяных месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенных на лицензионном участке "Северный".

По прогнозным оценкам, ресурсы углеводородов северо-западной части Каспийского моря составляют 1738,5 млн.тут (тонн условного топлива), в том числе извлекаемые - 1185,4 млн.тут при среднем соотношении нефти и газа 1:1.

В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с извлекаемыми запасами нефти 150 млн.тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн.тонн.

В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На период до 2005 года предусматривается проведение поисково-разведочного бурения в объеме 62,1 тыс.метров, геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме 3000 метров и НИОКР.

В результате проведения на шельфе Каспийского моря региональных геолого-геофизических и поисково-разведочных работ ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме 1,2 млрд.тут.

Развитие системы транспортировки углеводородов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»