Статус документа
Статус документа

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ
НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2003 года N 34

     

     

Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака

____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192

____________________________________________________________________



Госгортехнадзор России

постановляет:

1. Утвердить Правила безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака*.

________________

     * Госгортехнадзором России "Правилам безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака" присвоено обозначение ПБ 03-557-03. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Направить Правила безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Кульечев

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 июня 2003 года,
регистрационный N 4635



Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Российская газета,
N 120/1, 21.06.2003
(специальный выпуск)

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
 Госгортехнадзора России
 от 21 мая 2003 года N 34


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
при эксплуатации железнодорожных
вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака

____________________________________________________________________

Внимание! Электронный текст Правил приводится в редакции, опубликованной в официальном издании ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" - разъяснение см. в ярлыке "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.     

____________________________________________________________________              

     

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака (далее - Правила) распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют налив и (или) слив железнодорожных вагонов-цистерн (далее - цистерны) жидкого аммиака, а также осуществляют транспортно-экспедиционное их обслуживание.

Правила не распространяются на автомобильные цистерны, контейнеры и баллоны для жидкого аммиака.

1.2. Пункты налива и слива жидкого аммиака (сливоналивные пункты) и склады для хранения жидкого аммиака должны сооружаться по проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

1.3. В каждой организации, связанной с получением и отпуском жидкого аммиака в цистернах, должны быть разработаны специальные инструкции, регламентирующие порядок слива, налива, приема, проверки, подготовки, обработки, проследования и маневровых работ с цистернами с жидким аммиаком.

Поездная и маневровая работа с цистернами с жидким аммиаком на подъездных путях организаций должна соответствовать требованиям правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по организации подъездной и маневровой работы и правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

1.4. На каждом сливоналивном пункте разрабатываются и утверждаются в установленном порядке технологические регламенты, планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

В указанных документах перечисляются имеющиеся опасности, определяются обязанности работающих на данном рабочем месте, указывается порядок действия при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях, возможные неполадки, их признаки и способы устранения, а также приводятся безопасные методы работы.

К указанным документам прикладываются необходимые схемы технологических трубопроводов с указанием на них оборудования, запорно-предохранительной и контрольной арматуры, приборов контроля и т.д. Нумерация запорно-предохранительной арматуры на схемах должна соответствовать ее нумерации по месту установки.

1.5. Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций сливоналивных пунктов должны соответствовать требованиям Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.2003 N 14, зарегистрированым Минюстом России 25.04.2003, N 4453.

1.6. В случае необходимости изменения технологического процесса, схем трубопроводов и оборудования своевременно должны вноситься соответствующие коррективы в технологический регламент.

1.7. В каждой организации, участвующей в процессах слива-налива и перевозки жидкого аммиака, должен быть обеспечен производственный контроль за безопасной эксплуатацией объектов, оборудования и безопасным ведением технологических процессов по сливу, наливу жидкого аммиака в цистерны, за техническим состоянием и ремонтом цистерн, организацией и осуществлением их транспортирования, а также эксплуатацией сооружений железнодорожного транспорта.

1.8. В организации должно быть разработано и утверждено положение (инструкция) по организации и проведению производственного контроля в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, а также методическими рекомендациями по организации такого контроля.

1.9. Случаи производственного травматизма подлежат расследованию и учету в соответствии с установленным порядком.

Расследование причин аварий производится специальной комиссией, возглавляемой представителем Госгортехнадзора России, в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40, зарегистрированным Минюстом России 02.07.99, регистрационный N 1819.

1.10. Организация несет ответственность за содержание и эксплуатацию цистерн в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, обеспечивая исправное состояние и надежность цистерн, безопасность их налива (слива) и транспортирования.

II. Требования к обслуживающему персоналу

2.1. Персонал, связанный с эксплуатацией сливоналивных пунктов, перевозкой и сопровождением цистерн с жидким аммиаком, должен быть ознакомлен с нормативно-техническими документами в области безопасности в соответствии с установленным порядком.

2.2. Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организации должна осуществляться в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 N 21, зарегистрированным Минюстом России 31.05.2002, регистрационный N 3489.

2.3. Бригады сопровождения цистерн и выездные аварийно-спасательные бригады должны комплектоваться (состоять) из членов профессиональных или нештатных аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке на ведение работ в загазованной аммиаком среде.

III. Требования к цистернам

3.1. Аммиак относится к грузам 2-го класса опасности. Перевозится аммиак в специальных цистернах, рассчитанных на давление, с верхними сливоналивными устройствами.

3.2. Цистерны должны быть изготовлены в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими условиями.

3.3. Конструкция цистерны должна соответствовать действующим нормам на проектирование и расчету на прочность цистерн колеи 1520 мм.

Устройство, изготовление, порядок и сроки технического освидетельствования котлов цистерн должны удовлетворять требованиям к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

3.4. Перед предохранительными клапанами цистерн для предотвращения утечек через закрытый клапан следует устанавливать предохранительные мембраны, соответствующие требованиям нормативно-технической документации на разработку, изготовление и применение мембранных предохранительных устройств. При этом должны предусматриваться устройства, позволяющие контролировать исправность мембранных предохранительных устройств.

3.5. Защитные колпаки, закрывающие арматуру цистерн (предохранительный клапан, запорные вентили и манометродержатель), должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ).

3.6. Цистерны должны иметь окраску, отличительные полосы и надписи, установленные требованиями к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, требованиями нормативно-технической документации, распространяющейся на подобные виды перевозок, а также требованиями настоящих Правил.

3.7. К каждой цистерне прилагаются:

паспорт грузового вагона по установленной форме;

паспорт сосуда, работающего под давлением (котла цистерны), к которому прилагаются: паспорт предохранительного клапана и расчет его пропускной способности; паспорт (сертификат) пружины предохранительного клапана, паспорт на предохранительную мембрану (при ее установке), паспорта сливоналивных вентилей, акты испытаний запорно-предохранительной арматуры, инструкции по эксплуатации сосуда, инструкция по эксплуатации предохранительного клапана;

для цистерн нового изготовления - сертификат на соответствие конструкции технического исполнения цистерны требованиям обеспечения безопасной перевозки жидкого аммиака, а также разрешение на применение сосудов цистерн, выданное в установленном порядке.

IV. Требования безопасности к содержанию, обслуживанию и ремонту цистерн

4.1. Организация обеспечивает содержание цистерн в исправном состоянии и безопасные условия их работы.

4.2. Организация должна обеспечить своевременное производство капитального и деповского ремонта цистерны. Периодичность плановых видов ремонта цистерн устанавливается нормативно-техническими документами.

Объем и методы ремонта цистерн устанавливаются нормативно-техническими документами по капитальному и деповскому ремонту грузовых вагонов.

4.3. Ремонт котла цистерны, его техническое освидетельствование, а также проведение деповского и заводского ремонта цистерн допускается производить только после дегазации котла цистерны.

При отправлении цистерн в адрес ремонтных организаций для деповского и капитального ремонта грузоотправителем цистерн к перевозочным документам прилагается удостоверение об исправности котла цистерны и запорно-предохранительной арматуры, а также справка о дегазации котла цистерны.

Запорно-предохранительная арматура может быть снята для ремонта и испытаний только после проведения дегазации котла цистерны.

После снятия запорно-предохранительной арматуры отверстия на защитном колпаке, закрывающем арматуру цистерны, должны быть заглушены.

4.4. Прием цистерн из плановых видов ремонта осуществляется в установленном порядке.

Приемка котлов цистерн из ремонта с применением сварки производится в соответствии с требованиями к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

4.5. Работы внутри котла цистерны являются газоопасными и должны выполняться в соответствии с требованиями безопасности проведения газоопасных работ, с учетом специфики производства и местных условий.

4.6. Техническое освидетельствование котлов цистерн и ремонт запорно-предохранительной арматуры

4.6.1. Котлы цистерн должны подвергаться техническому освидетельствованию до пуска в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации и внеочередному освидетельствованию в установленном порядке.

Первичное техническое освидетельствование котла цистерны перед пуском в эксплуатацию должно быть произведено организацией-изготовителем с соответствующей записью в паспорте сосуда, работающего под давлением. Объем, методы и периодичность технических освидетельствований котлов цистерн должны соответствовать требованиям к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

4.6.2. До ввода в эксплуатацию цистерна должна быть зарегистрирована в территориальных органах Госгортехнадзора России по месту нахождения цистерны в соответствии с требованиями к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

4.6.3. Периодическое техническое освидетельствование котлов цистерн производится специалистами организаций, имеющих лицензии Госгортехнадзора России на выполнение экспертизы промышленной безопасности.

Выявленные в ходе технического освидетельствования котлов цистерн дефекты должны быть устранены.

Результаты технического освидетельствования должны записываться в паспорт сосуда, работающего под давлением, с указанием разрешенных параметров эксплуатации котла цистерны и срока следующего технического освидетельствования.

4.6.4. Внеочередное техническое освидетельствование котлов цистерн должно быть проведено в следующих случаях:

если цистерна не эксплуатировалась более 12 месяцев;

если котел цистерны был демонтирован и установлен на другую раму;

если произведено выправление выпучин или вмятин, а также ремонт цистерны или восстановительные работы после ее аварии с применением сварки или пайки элементов, работающих под давлением;

перед наложением защитного покрытия на стенки котла цистерны;

по требованию ответственного по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерн или инспектора Госгортехнадзора России.

4.6.5. Ревизия и испытания запорно-предохранительной и контрольной арматуры должны производиться не реже одного раза в два года. В этот же срок должна производиться замена предохранительных мембран (при их наличии).

Сливоналивные вентили подлежат снятию, осмотру и гидравлическому испытанию на прочность избыточным давлением 3,0 МПа (30 кгс/см).

Плотность затворов запорных вентилей и предохранительных клапанов контролируется гидравлическим испытанием давлением 2,0 МПа (20 кгс/см) и должна быть не ниже класса А.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs