Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 448/пр
____________________________________________________________________
В целях реализации Плана организационно-технических мероприятий по выполнению подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2001 года N 797, и во исполнение решений выездной коллегии Госстроя России в г.Чебоксары 2-3 апреля 2003 года
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и организаций жилищно-коммунального комплекса.
2. Управлению экономики жилищно-коммунального комплекса (В.М.Талалыкин) совместно с Фондом "Центр правовых и финансовых отношений в ЖКХ" обеспечить издание и доведение Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также оказание содействия регионам в вопросах его применения.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Л.Н.Чернышова.
Председатель
Н.П.Кошман
УТВЕРЖДЕН
приказом Госстроя России
от 21 апреля 2003 года N 142
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса и оформление ее результатов производятся в соответствии с настоящим Порядком.
1. В инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса принимают участие:
жилищные эксплуатационные организации - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, непосредственно оказывающие услуги по предоставлению в пользование жилья гражданам, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома;
специализированные эксплуатационные организации - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, которые выполняют ремонт (текущий и капитальный) и техническую эксплуатацию жилищного фонда, лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории по договорам с жилищными эксплуатационными организациями;
организации, предоставляющие коммунальные услуги населению, - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод);
организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, которые осуществляют электро-, газо-, тепло- и водоснабжение и водоотведение организациям жилищно-коммунального хозяйства;
многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод);
управляющие организации (службы заказчика) - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие управление обслуживанием объектов недвижимости в жилищной сфере и обеспечением снабжения потребителей необходимыми коммунальными услугами надлежащего качества.
Отдельные сведения по инвентаризации, которые характеризуют объемы бюджетного финансирования и направление использования этих средств, должны предоставлять организации, которые располагают указанной информацией и через которые осуществляется бюджетное финансирование. К ним относятся организации (учреждения) жилищно-коммунального хозяйства, которые уполномочены органами местного самоуправления распределять бюджетные средства в соответствии с конкретной потребностью организаций ЖКХ. Среди них: организации (учреждения), выполняющие функции заказчика (муниципального заказчика); департаменты (комитеты, управления ЖКХ, службы заказчика). Если же бюджетные средства организациям ЖКХ распределяются непосредственно органом местного самоуправления, то показатели об объемах бюджетного финансирования на различные цели заполняются его финансовым управлением (отделом).
Организации, осуществляющие деятельность в нескольких отраслях экономики, проводят инвентаризацию лишь тех обязательств, которые относятся к деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2. Для целей настоящего Порядка:
а) под дебиторской задолженностью, связанной с деятельностью по оказанию жилищно-коммунальных услуг, понимается:
задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг - граждан - нанимателей жилых помещений, граждан - собственников жилых помещений, бюджетных организаций, промышленных предприятий и прочих потребителей;
задолженность бюджетов всех уровней по финансированию предприятий жилищно-коммунального комплекса, направленного на возмещение убытков от реализации услуг по регулируемым ценам, на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, на возмещение льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам;
задолженность бюджета по финансированию расходов, обусловленных производственной деятельностью, не предусмотренных при формировании экономически обоснованного тарифа.
б) под кредиторской задолженностью понимается задолженность предприятиям-поставщикам и подрядчикам за поставляемые товарно-материальные ценности и выполненные работы, услуги, включая штрафные санкции. В составе кредиторской задолженности выделяется:
задолженность организаций ЖКХ другим организациям ЖКХ за энергоресурсы и услуги;
задолженность за энергоресурсы (электроэнергию, теплоэнергию, газ, мазут, уголь) субъектам естественных монополий (дочерним предприятиям РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и т.д.);
задолженность иным организациям - поставщикам и подрядчикам;
задолженность бюджетам всех уровней по налогам и сборам и начисленным пеням, штрафам;
задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд занятости Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, экологический, дорожные фонды.
3. Форма акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (кроме расчетов с бюджетом по налогам и сборам) приведена в приложении N 1.
Формы справок, актов сверки с дебиторами и кредиторами приведены в приложениях N 2-6.
Форма акта инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами по налогам и сборам приведена в приложении N 7.
4. Руководитель и главный бухгалтер предприятия или организации обеспечивают полноту и точность внесения в справки к акту инвентаризации данных о фактических остатках финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации актом инвентаризации.
5. Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (кроме расчетов с бюджетом по налогам и сборам) не менее чем в трех экземплярах. Данные результатов инвентаризации обобщаются в акте инвентаризации не менее чем в трех экземплярах. Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами, покупателями - бюджетными учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней, поставщиками и прочими кредиторами, расчетов за жилищно-коммунальные услуги с гражданами - квартиросъемщиками и домовладельцами заполняются на основании актов сверок с соответствующими дебиторами и кредиторами. Акт сверки подписывают руководитель и главный бухгалтер организации - дебитора и кредитора. Неотъемлемая часть акта сверки с бюджетным учреждением (организацией, финансируемой из бюджета) - справка (выписка из бюджетной росписи), заверенная распорядителем бюджетных средств, о лимите бюджетных обязательств, выделенных бюджетному учреждению на оплату коммунальных услуг в период с 1998 по 2002 год.
Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами, покупателями - бюджетными учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней, поставщиками и прочими кредиторами, расчетов за жилищно-коммунальные услуги с гражданами - квартиросъемщиками и домовладельцами подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия или организации.
Справки к расчетам с бюджетом по финансированию подписывают руководитель, главный бухгалтер предприятия или организации, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств органа местного самоуправления.
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (кроме расчетов с бюджетом по налогам и сборам) подписывают руководитель, главный бухгалтер предприятия или организации, главный распорядитель бюджетных средств органа местного самоуправления.
Акт инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами по налогам и сборам подписывают руководитель, главный бухгалтер предприятия или организации, представитель управления МНС России по муниципальному образованию.
6. Первые экземпляры актов инвентаризации и справок к нему остаются на предприятии или в организации, вторые экземпляры передаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, третьи экземпляры - в другие организации по необходимости.
7. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Справки (приложения к акту) составляются на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, являются основанием для составления акта.
8. Сведения о результатах инвентаризации по форме, установленной настоящим Порядком, вместе с бухгалтерским балансом за 2002 год (форма N 1 бухгалтерской отчетности) представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указания по заполнению акта инвентаризации расчетов
с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами
(кроме расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами
по налогам и сборам)
Раздел 1
Раздел 1 не заполняют финансирующие органы.
При заполнении пункта 1 отражается задолженность граждан-нанимателей, собственников жилья, а также проживающих в общежитиях. В подпункте 8 пункта 1 указывается задолженность за услуги, не поименованные в подпунктах 1-7 пункта 1.
По итоговой строке пункта 1 отражается общая сумма дебиторской задолженности граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг по видам оказанных услуг.
У жилищно-эксплуатационных и иных организаций, ведущих учет платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в качестве целевых поступлений в порядке, установленном в письме Минфина России от 29.10.93 N 118, в пункте 1 отражаются "недоборы" в части платежей населения. "Недоборы" по финансированию из бюджета отражаются в разделе 3 акта.
В пунктах 2, 3, 4 отражается сумма дебиторской задолженности по каждому дебитору и по видам оказанных услуг.
В акте не отражаются суммы по расчетам, не связанным с оплатой реализованных работ, услуг, по расчетам с работниками предприятия или организации, подотчетными лицами.
В пункте 5 отражается прочая задолженность по оплате работ, услуг, а также задолженность поставщиков и подрядчиков по авансам выданным.
В пункте 5 акта инвентаризации прочая задолженность может быть отражена в общей сумме, без указания по организациям-дебиторам, если общая сумма прочей задолженности составляет не более 5% итоговой суммы дебиторской задолженности, указанной в пункте 6.
Результаты инвентаризации расчетов с бюджетом (кроме расчетов по налогам и сборам) отражаются отдельно от прочих расчетов в разделе 3.
Налог на добавленную стоимость (НДС), начисленный с выручки от предоставления жилищно-коммунальных услуг в составе кредиторской задолженности, отражается справочно в графах 6 и 7 в зависимости от балансового счета, применяемого для учета НДС согласно учетной политике предприятия или организации в целях налогообложения. В случае, если организация не ведет начисление НДС с сумм полученных платежей за жилищно-коммунальные услуги, в соответствующих графах следует поставить прочерк.
По графе 8 отражается сумма пеней, присужденных или признанных должником, которая числится в составе дебиторской задолженности. В том случае, если организация имеет документы дебитора, подтверждающие признание пеней, либо решение суда, но в бухгалтерском учете предприятия или организации задолженность дебитора по уплате пеней не числится, в графе 9 следует поставить прочерк, а в графе 8 отразить сумму пеней согласно документам. НДС, начисленный с суммы пеней, отражается в графе 10 или 11 в порядке, аналогичном отражению НДС с суммы основного долга.
В графах 14, 15 отражаются суммы, не подтвержденные при сверке с дебиторами. Причины, по которым не подтверждена каждая конкретная сумма, указываются по каждому дебитору в справке к акту.
В случае если на дебиторскую задолженность организации было обращено взыскание в обеспечение обязанности по уплате налогов, следует отразить эти суммы в графе 16 с указанием даты наложения ареста на дебиторскую задолженность.
Раздел 2
В пунктах 1, 2, 3 отражается кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам на основании справок к акту.
В акте не отражаются суммы по расчетам, не связанным с оплатой приобретенной продукции (работ, услуг), не отражается задолженность работникам предприятия или организации, подотчетным лицам.
В пункте 4 отражаются "переборы" по платежам населения у жилищно-эксплуатационных предприятий или организаций, ведущих учет целевых поступлений за жилищно-коммунальные услуги в порядке, установленном в письме Минфина России от 29.10.93 N 118. Суммы перефинансирования из бюджета при отражении расчетов с населением в транзитном порядке отражаются в разделе 3.
В пункте 5 отражается прочая задолженность поставщикам и подрядчикам по оплате работ, услуг, а также задолженность покупателей по авансам полученным. Прочая задолженность может быть отражена в общей сумме, без указания по организациям-кредиторам, если общая сумма прочей задолженности составляет не более 5% итоговой суммы кредиторской задолженности, указанной в пункте 6.
В графах 6, 7 (справочно) отражается сумма НДС, выделенная по расчетам с кредиторами на счете 19 - за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), на счете 68 - с полученных авансов.
В графе 8 отражается сумма пеней, штрафов, присужденных или признанных предприятием или организацией, подтвержденная соответствующими документами. В случае, если данная сумма, подтвержденная документально, в бухгалтерском учете предприятия или организации не числится, следует поставить в графе 9 прочерк, а сумму отразить в графе 8.
В графе 11 отражается НДС, выделенный в бухгалтерском учете предприятия или организации с суммы штрафных санкций по хозяйственным договорам. Если НДС не выделялся, следует поставить прочерк.
В графах 14, 15 отражаются суммы, не подтвержденные при сверке с кредиторами. Причины, по которым не подтверждена каждая конкретная сумма, указываются по каждому кредитору в справке к акту.
Раздел 3