(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30
____________________________________________________________________
См. Сравнительный анализ СП 2.5.3650-20 и СП 2.5.1198-03.
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 24 (Российская газета, N 87, 23.04.2010);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2010 года N 68 (Российская газета, N 156, 16.07.2010) (вступило в силу с 12 июля 2010 года);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2016 года N 76 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230061);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (изменения вступили в силу c 1 января 2021 года).
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295),
постановляю:
Ввести в действие с 03.06.2003 Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 года.
Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 апреля 2003 года,
регистрационный N 4348
2.5. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
Санитарные правила по организации пассажирских
перевозок на железнодорожном транспорте
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.1198-03
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
В документе учтены:
Изменения и дополнения N 1 от 16 апреля 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 24);
Изменения и дополнения N 2 от 16 июня 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2010 года N 68) (вступило в силу с 12 июля 2010 года).
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок.
1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 года, зарегистрированного Минюстом России 10 ноября 2000 года, регистрационный N 2447.
2.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
2.2. Проектная документация на изготовление новых образцов пассажирского подвижного состава, а также на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке.
2.3. Для продукции, отделочных и конструкционных материалов, моющих и дезинфицирующих средств, пищевых продуктов, используемых при организации пассажирских перевозок, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах госсанэпиднадзора МПС России согласно области их аккредитации.
2.4. Нормативы и требования настоящих Санитарных правил должны учитываться при проведении сертификации стационарных объектов, подвижного состава железнодорожного транспорта, услуг для пассажиров в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
2.5. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
3.1.1. Пассажирские помещения как составная часть железнодорожных вокзалов по принципу функционального деления подразделяются на:
Операционные: вестибюль, операционный и распределительный зал, кассовый залы, справочное бюро, сервис-центр с системой кабинетов, залов, салонов связи и информации, кредитно-банковской системы.
Помещения ожидания и культурно-бытового обслуживания пассажиров: залы ожидания, камеры хранения ручной клади, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха транзитных пассажиров, буфеты, кафе, рестораны, помещения кратковременного пребывания пассажиров (туалеты, парикмахерские).
Административно-служебные и подсобные помещения: кабинеты руководства вокзала, дежурных по вокзалу, диспетчерская, иные служебно-бытовые помещения, медпункт, помещения для санитарно-контрольного пункта (СКП) или пограничного санитарно-карантинного поста (ПСКП).
Помещения (залы) для пригородных пассажиров.
3.1.2. Помещения, предназначенные для пассажиров, запрещается занимать для целей, не связанных с их обслуживанием.
3.1.3. В подземных вокзалах, предназначенных для пассажирских поездов на высокоскоростных магистралях, в подземном зале прибытия и убытия электропоездов, размещаются платформы протяженностью, соответствующей длине поезда (максимальная длина 450 м, ширина не менее 8 м).
В вестибюле подземного вокзала предусматриваются на входе и выходе два ряда дверей для снижения скорости движения воздуха в зоне пассажирского потока.
3.1.4. Залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на платформы, а зал для пассажиров с детьми - дополнительно непосредственную связь с комнатой матери и ребенка, медицинским пунктом.
3.1.5. В южных климатических районах зал ожидания должен иметь солнцезащитные устройства (навесы, козырьки, наружные жалюзи, экраны) на окнах и витражах, обращенных на южную и юго-западную стороны.
3.1.6. Площадь залов ожидания рассчитывается в зависимости от вместимости вокзала: от 1,7 кв.м на одного пассажира в особо больших вокзалах до 2,0 кв.м в малых вокзалах.
3.1.7. Диваны в залах ожидания следует размещать так, чтобы ширина прохода между ними и стенами была не менее 1,0-1,8 м, обеспечивая возможность проведения уборки залов средствами малой механизации. Размеры индивидуальных сидений диванов должны быть: высота спинки - 820 мм, ширина сиденья - 615 мм, высота сиденья от пола - 435 мм.
3.1.8. Поверхности стен и полов основных помещений должны быть легко доступными для проведения влажной уборки и дезинфекции.
Не допускается для облицовки стен и колонн применять материалы с грубо-шероховатой поверхностью, ракушечник, туф.
Каркас подвесных потолков и звукопоглощающей облицовки должен быть изготовлен из негорючего пожаробезопасного материала. Звукопоглощение облицовкой должно соответствовать требованиям акустического расчета, устанавливаемого по количеству людей в зале, равному половине расчетной вместимости.
3.1.9. В вокзалах большой расчетной вместимости пассажиров (700 и более) рекомендуется предусматривать зал для пассажиров с детьми, включающий санузел не менее чем на 2 очка, умывальное помещение (краны с раковинами и душевыми поддонами), постирочную, сушилку и самостоятельнй буфет. Зал для пассажиров с детьми изолируется от других помещений и размещается вблизи комнаты матери и ребенка.
3.1.10. Билетные кассы устраиваются в виде индивидуальных кабин, изолированных от пассажирского зала. Их надлежит располагать группами, объединяя по категориям обслуживания пассажиров. Устройство и оснащение билетных касс должно соответствовать санитарным требованиям к рабочим местам билетных кассиров.
3.1.11. Медицинский пункт должен располагаться на 1-м этаже и иметь выходы на перрон, привокзальную площадь и в зал ожидания пассажиров. Расположение, ширина дверей и проходов должны обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками.
Ответственность за санитарно-техническое состояние помещений медицинского пункта несет администрация вокзала.
3.1.12. Санитарно-контрольный пункт (СКП) или пограничный санитарно-карантинный пост (ПСКП) следует располагать на территории вокзала и он должен включать в себя комнату начальника СКП (ПСКП), комнату для врачей и помощников врачей, подсобное помещение. Должен быть обеспечен удобный выход на перрон и в залы вокзала; рекомендуется размещать СКП в помещениях с возможностью обозрения платформ прибытия и отправления поездов.
3.1.13. Санитарно-гигиенические требования к обустройству и содержанию помещений коммунально-бытового назначения.
Помещения бытового обслуживания пассажиров (парикмахерские, курительные, срочного ремонта одежды, обуви и т.п.) должны располагаться рядом с залами ожидания.
Комнаты (помещения) для курения следует располагать смежно с санитарными узлами и оснащать урнами, тамбуром с двойными дверями и вытяжной вентиляцией.
Парикмахерские оборудуются всеми видами санитарно-технических устройств: водопроводом с подводкой холодной и горячей воды, канализацией, отоплением, вентиляцией, электроснабжением. Обязательно наличие резервного водонагревателя.
Стены следует покрывать масляной краской или глазурованной плиткой на высоту 1,5-1,8 м. Полы должны быть гладкими, доступными для влажной уборки. Мебель должна допускать легкую очистку и дезинфекцию. Расстояние между креслами должно быть не менее 1,8 м, от стены - не менее 0,7 м. В набор помещений должны быть включены кладовые для хранения чистого белья, использованного белья, парфюмерии.
Помещения для уборщиц и носильщиков должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией, кранами с подводкой горячей и холодной воды, ванной для мытья ветоши и уборочного инвентаря, трапом для слива воды, сушильными шкафами. Трап оснащается решеткой, песколовкой и гидравлическим затвором.
3.1.14. Багажное отделение вокзала должно располагаться в отдельном здании и состоять из кладовой, оснащенной механизмами для погрузки и выгрузки багажа (электрокары, краны), и комнаты для приемосдатчика багажа.
3.1.15. В бойлерной, камерах вентиляторов и кондиционеров воздуха необходимо предусматривать устройства для звукоизоляции и гашения вибрации в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими требованиями.
3.1.16. В подземном пространстве наземных вокзалов рекомендуется размещать объекты с наименьшим количеством обслуживающего персонала: камеры хранения ручной клади, бытовые помещения, санитарные узлы, кладовые уборочного инвентаря, складские помещения, комнаты для передвижных подъемников инвалидных колясок.
Подземные помещения с длительным пребыванием в них персонала (свыше 3 часов) должны быть изолированы от помещений, имеющих источники шума.
В помещениях и крытых переходах допускается устройство вместо лестниц с уклоном 1:8 уклон наружных пандусов не круче 1:12, уклон пандусов для электрокар 1:20. Лестницы и пандусы должны иметь нескользкие покрытия. При высоте подъема 6 м и более предусматривается устройство пассажирских эскалаторов, а для инвалидов-колясочников - крупногабаритные пассажирские лифты.
Устройство движущихся тротуаров допускается при длине пешеходного тоннеля или моста более 150 м и при условии интенсивного потока пассажиров.
В подземных вокзалах на эскалаторах следует предусматривать установку бактерицидных устройств ультрафиолетового облучения поручней.
3.1.17. Для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110х140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сидения 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225х155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
3.1.18. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
3.1.19. В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.
3.2.1. Начальник вокзала утверждает технологический процесс уборки вокзала и прилегающей территории уборщиками или лицами, ответственными за уборку, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Указанный технологический процесс должен регламентировать объем и кратность проведения периодических, суточных и генеральных уборок.
3.2.2. Ежегодно к летним пассажирским перевозкам рекомендуется проводить на вокзале текущий ремонт помещений, а к зимнему периоду - их утепление.
3.2.3. Периодическая текущая уборка помещений вокзала включает в себя мытье полов, стен, мебели и уборку мусора. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован ("для туалетов", "для пола", "для мебели"). Инвентарь с маркировкой "для мебели" допускается использовать и для мытья стен.
3.2.4. Суточная уборка на вокзале проводится ежедневно в часы снижения интенсивности движения пассажирских поездов с применением поломоечных машин, пылесосов, телескопических вышек. Суточная уборка включает в себя протирание полов, очистку оконных стекол, рам и подоконников, отопительных приборов, мебели, мытье и дезинфекцию туалетов, умывальных, курительных комнат, мусорных ящиков и урн.
Дезинфицирующие средства и методы дезинфекции следует использовать дифференцированно, применительно к конкретным объектам вокзала.
3.2.5. Для сбора мусора на каждом наземном вокзале следует иметь контейнеры, устанавливаемые на огражденной асфальтовой площадке, которая должна быть удобна для подъезда транспортных средств и иметь отвод ливневого стока в канализацию.