Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 февраля 2003 года N 19


Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация наземной авиационной техники"

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742

____________________________________________________________________


Во исполнение требований Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 года N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966), Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383), приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001 года N 88 "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2001 года, регистрационный N 2812)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификация наземной авиационной техники".

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.В.Нерадько.

Министр
С.Франк



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

25 марта 2003 года,

регистрационный N 4316

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 20 февраля 2003 года N 19


Федеральные авиационные правила
 "Сертификация наземной авиационной техники"

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Сертификация наземной авиационной техники" (далее - Правила) устанавливают требования и процедуру сертификации наземной авиационной техники (далее - НАТ).

Общие технические требования к НАТ, подлежащей обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА), приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

2. Правила разработаны в соответствии с требованиями нормативных актов международных организаций в области гражданской авиации, а также рекомендуемой практики международных авиационных организаций, нормативно-правовых актов Российской Федерации и документами ССГА.

3. Правила разработаны исходя из обязательств государства по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде при использовании НАТ с учетом выполнения авиационными предприятиями (далее - авиапредприятиями) установленных эксплуатационных требований к НАТ.

4. Подтверждение соответствия НАТ установленным требованиям осуществляется посредством проведения обязательной сертификации и выдачей сертификата соответствия.

5. Заявитель (держатель сертификата) обязан:

реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

обеспечивать соответствие сертифицированного объекта гражданской авиации (далее - объект ГА) требованиям нормативных документов, на соответствие которым он был сертифицирован, и маркирование его знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате и нормативных документах, которым должны соответствовать объекты ГА, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если объект ГА не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирован, по истечении срока действия сертификата или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено (аннулировано) решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию объектов ГА и контроль за сертифицированными объектами ГА;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным объектом ГА.

6. Сертификат на НАТ, подлежащую обязательной сертификации в ССГА, является документом, необходимым при введении ее в эксплуатацию на авиационных предприятиях России.

     

II. Процедуры проведения сертификации НАТ

7. Сертификация НАТ включает следующие этапы:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке (включая определение схемы сертификации);

оценку соответствия техники нормативным требованиям, в том числе испытания;

анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

оформление, регистрацию и выдачу сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной НАТ;

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия техники установленным требованиям;

информацию о результатах сертификации.

8. Для проведения сертификации НАТ заявитель подает заявку на проведение сертификации (приложение N 2 к настоящим Правилам) в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии на момент подачи заявки аккредитованного органа по сертификации заявка направляется в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

9. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения дает заявителю обоснованный отказ или поручает соответствующему центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия НАТ нормативным требованиям. Форма решения по заявке приведена в приложении N 3 к настоящим Правилам.

10. Оценка соответствия НАТ нормативным требованиям проводится центром по сертификации и включает следующий состав работ:

проверка документов, представляемых заявителем для целей сертификации (приложение N 4 к настоящим Правилам);

оценка технической документации, конструкции и заявленных характеристик НАТ;

испытания для целей сертификации, другие способы доказательства соответствия;

анализ состояния производства;

разработка комплексного заключения.

11. Состав сертификационных работ по конкретному типу НАТ устанавливается программой органа по сертификации в зависимости от принятой схемы сертификации (приложение N 5 к настоящим Правилам).

12. Испытания для целей сертификации проводятся по решению органа по сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных в ССГА на проведение соответствующих испытаний. При отсутствии испытательной лаборатории или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование НАТ, увеличивает стоимость испытаний и удлиняет их сроки, допускается проводить испытания в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации. Протоколы таких испытаний подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Во всех случаях методики, объем, достаточность и порядок проведения испытаний для целей сертификации, отбор образцов конкретного типа НАТ устанавливаются центром по сертификации. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у НАТ, поставляемой потребителю (заказчику).

13. В случае отсутствия аккредитованного центра по сертификации работу по оценке соответствия объекта ГА установленным требованиям проводит орган по сертификации.

14. В ходе выполнения сертификационных работ могут использоваться документальные доказательства соответствия, полученные заявителем самостоятельно или в других системах сертификации для сокращения объема проверок. При оценке возможности использования дополнительных документов (протоколов приемочных, периодических, инспекционных испытаний, гигиенических и пожарных сертификатов, зарубежных сертификатов и т.д.) центр по сертификации учитывает специфику техники, степень ее потенциальной опасности, объем и стабильность условий производства, репутацию предприятия, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т.п.

15. Анализ состояния производства проводится в соответствии с программой работ, утверждаемой органом по сертификации.

16. Центром по сертификации на основании результатов рассмотрения актов (протоколов) инспекционной проверки, протоколов испытаний (отчетов об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, разрабатывается комплексное заключение о соответствии конкретного типа НАТ требованиям нормативных документов.

17. Решение о возможности выдачи сертификата (об отказе в выдаче) (приложение N 6 к настоящим Правилам) принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения центра по сертификации.

18. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на технику, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на два года.

19. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном реестре ССГА.

20. При внесении изменений в конструкцию (состав) НАТ или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

21. Сертификат соответствия НАТ выдается заявителю с указанием конкретного производителя техники. Передача права использования сертификата его держателем другому юридическому лицу не допускается.

22. Сертификат может выдаваться на новый срок по заявке заявителя в порядке, установленном для первоначальной сертификации. Состав сертификационных работ при этом может уточняться органом по сертификации в зависимости от результатов инспекционного контроля сертифицированной НАТ, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемой техники и информации по результатам ее эксплуатации в авиапредприятиях России.

23. Техника, на которую выдан сертификат, в установленном порядке маркируется знаком соответствия, используемым в ССГА.

24. Инспекционный контроль за сертифицированной НАТ (если это предусмотрено схемой сертификации) организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, при участии (по поручению органа по сертификации) центра по сертификации.

25. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания НАТ и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимая НАТ продолжает соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

26. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля принимает орган по сертификации. Проведение инспекционного контроля, права, обязанности и ответственность органа по сертификации в процессе проведения контроля регламентируются настоящими Правилами и другими документами ССГА.

27. Инспекционный контроль за конкретной сертифицированной НАТ проводится по специально разрабатываемой центром по сертификации и утверждаемой органом по сертификации программе, устанавливающей цель, состав комиссии, объем, содержание и порядок проведения работ. Проведение инспекционного контроля может быть организовано в рамках сертификации отдельных видов аэропортовой деятельности, если она проводится центром по сертификации, участвовавшим в сертификации техники.

28. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытания образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной техники и возможности сохранения действия выданного сертификата.

29. По результатам инспекционного контроля сертифицированной НАТ могут быть сделаны следующие выводы:

подтвердить действие сертификата (при положительных результатах инспекционного контроля);

разработать и провести корректирующие мероприятия по устранению вскрытых недостатков, нарушений и их последствий (при наличии недостатков и последствий, которые могут быть устранены);

приостановить действие или отменить (аннулировать) сертификат (при неудовлетворительных результатах инспекционного контроля), либо ввести в его действие ограничения.

30. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия НАТ требованиям нормативных документов, а также в случаях изменения:

нормативного документа на технику или метода испытаний;

конструкции (состава), комплектности техники;

невыполнения технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие техники установленным требованиям.

31. Решение органа по сертификации о приостановлении действия или отмене (аннулировании) сертификата должно быть доведено до держателя сертификата не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.

При возникновении спорных вопросов в отношении принятия решения о приостановлении действия, отмене (аннулировании) сертификата или введении в его действие ограничений заинтересованная сторона может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган ССГА. Если участник сертификации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Решения указанных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

32. Восстановление аннулированного сертификата не производится. Повторная заявка на проведение сертификации НАТ может быть подана заявителем только после устранения причин, послуживших основанием для аннулирования сертификата.

33. Признание зарубежных сертификатов осуществляется в установленном порядке. Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется с учетом многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»