Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2002 года N 77


Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий

____________________________________________________________________
Утратило силу со 2 ноября 2010 года на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 года N 779н
____________________________________________________________________

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить:

Правила аккредитации органов по сертификации согласно приложению N 1;

Правила аккредитации испытательных лабораторий согласно приложению N 2.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 января 2003 года,
регистрационный N 4160

     

     

Приложение N 1
к постановлению Минтруда России
от 10 декабря 2002 года N 77

     
ПРАВИЛА АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ  


Настоящие Правила устанавливают общие требования к аккредитации органов по сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (далее - ССОТ).

Настоящие Правила предназначены для использования при создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации*, а также при проведении инспекционного контроля за их деятельностью.

________________

* В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации можно использовать термин "сертификационный центр" или "центр по сертификации".


Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 1998, N 10, ст.1143, N 31, ст.3832);

постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 года N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" (зарегистрировано Минюстом России 26 июля 2002 года N 3622).

I. Общие положения

1. Проведение сертификации работ по охране труда в организациях (далее - сертификация) осуществляется органами по сертификации, аккредитованными на компетентность и независимость аккредитующим органом - Минтрудом России на основании аттестатов аккредитации, выдаваемых в установленном порядке.

Аттестат аккредитации выдается на 5 лет.

2. Аккредитация органов по сертификации в ССОТ является официальным признанием их компетентности и независимости от организаций, в которых осуществляется сертификация.

Область аккредитации определятся номенклатурой объектов сертификации и нормативными правовыми актами по охране труда, на соответствие которым проводится сертификация.

3. Органы по сертификации создаются на базе организаций различных форм собственности и их объединений, имеющих юридический статус в соответствии с действующим законодательством и отвечающих требованиям компетентности и независимости (далее - организации).

4. Для деятельности в отраслевых подсистемах ССОТ организация может быть аккредитована в качестве органа по сертификации с определенной областью аккредитации.

5. Организация, не имеющая необходимой испытательной базы, по решению Минтруда России может быть аккредитована в качестве органа по сертификации при наличии официально оформленных договорных отношений с аккредитованными в ССОТ испытательными (измерительными) лабораториями, центрами (далее - испытательные лаборатории) или одновременно с аккредитацией таких испытательных лабораторий.

6. В процессе своей деятельности для выполнения работ по сертификации орган по сертификации может привлекать внештатных экспертов по сертификации.

II. Требования к органам по сертификации

7. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации, должна иметь фонд нормативной документации (далее - НД), включающий нормативные правовые акты по охране труда, а также нормативные и организационно-методические документы ССОТ. В штат организации должны включаться не менее двух экспертов по сертификации.

8. Орган по сертификации должен обладать соответствующей структурой и разрабатывать процедуры, необходимые для актуализации фонда НД, т.е. должна постоянно проводиться работа по внесению изменений, уточнению номенклатуры установленных в НД требований, требующих подтверждения при сертификации.

9. Свою деятельность орган по сертификации должен осуществлять в соответствии с положением о нем, разработанным на основе настоящих Правил. Положение должно устанавливать область аккредитации, описание юридического статуса, состав и структуру, функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие с другими органами и организациями, а также испытательными лабораториями при проведении измерений, финансовые и другие аспекты деятельности.

10. Положение об органе по сертификации утверждается руководителем организации, на базе которой образован орган по сертификации, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда или в порядке, установленном правилами соответствующей отраслевой подсистемы ССОТ.

11. Орган по сертификации должен иметь документально оформленную систему качества, отвечающую характеру и объему выполнения работ.

12. Основополагающим документом системы качества должно быть руководство по качеству, обеспечивающее уверенность в возможности органа по сертификации действовать в ССОТ, включающее:

заявление органа по сертификации о политике в области качества;

информацию о правовом положении органа по сертификации;

сведения о составе и квалификации работников, организационной структуре органа по сертификации, распределении функций, правах, обязанностях и ответственности подразделений и работников;

задачи и функции руководства органа по сертификации;

информацию об организации обучения и повышения квалификации персонала, занимающегося сертификацией;

процедуры сертификации или ссылки на документы, где они описаны;

типовые программы проведения сертификации;

порядок оплаты работ по сертификации;

порядок привлечения внештатных экспертов по сертификации;

процедуры инспекционного контроля за сертифицированными объектами или ссылки на документы, где они описаны;

процедуры апелляций;

порядок аннулирования и приостановки действия сертификата;

порядок разработки и внесения изменений в документацию, относящуюся к деятельности по сертификации;

порядок регистрации, учета и хранения информации о деятельности по сертификации;

журналы регистрации материалов по сертификации;

должностные инструкции работников, занимающихся сертификацией;

правила, обеспечивающие конфиденциальность информации, получаемой в ходе деятельности органа по сертификации;

порядок публикации результатов работ по сертификации;

порядок проведения внутренней проверки системы качества органа по сертификации;

формы рабочих документов (заявки на проведение работ по сертификации, сертификаты и др.);

порядок ведения архивов.

В руководстве по качеству должен быть лист ознакомления персонала, имеющий графу "С руководством по качеству ознакомлен", с указанием должности, фамилии, имени, отчества, наличием подписи. При необходимости руководство по качеству может содержать другие вопросы.

13. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации, должна иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации.

14. В органе по сертификации должен вестись учет сведений о квалификации, обучении, профессиональном опыте каждого работника, а также внештатных экспертов по сертификации. Орган по сертификации организует повышение квалификации своих работников.

15. Все работники органа по сертификации должны иметь должностные инструкции и знать их содержание.

16. Эксперты и члены комиссий, осуществляющие сертификацию в конкретной организации, не должны быть работниками этой организации или организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

17. В органе по сертификации может создаваться Совет при руководстве с совещательными функциями (например, участие в формировании политики органа по сертификации; координация работ по сертификации, рассмотрение методических и рабочих материалов органа по сертификации и др.). В состав Совета могут (по согласованию) включаться представители работодателей, профсоюзных и иных представительных органов работников, органов государственного надзора и контроля и других заинтересованных сторон.

18. Документы по сертификации подлежат учету и хранению в подразделении органа по сертификации, определенном его руководителем. Длительность хранения документов - не менее 7 лет. Срок хранения документов в случае, когда заявителю отказано в выдаче сертификата, не должен быть менее срока, установленного для подачи апелляции на результаты сертификации.

19. Все подлинники документов, принятых на хранение, учитываются в инвентарной книге или иным способом, обеспечивающим надежные учет и хранение информации; каждому документу присваивается индекс и номер. Хранению подлежат:

заявки организаций (с прилагаемыми материалами);

программы проверок;

акты проверок;

отчеты о результатах проверок (при сертификации, при подтверждении сертификата, при инспекционном контроле);

заявки на повторные проверки;

документы о результатах инспекционного контроля за органом по сертификации;

журналы регистрации сертификатов;

хоздоговоры на проведение работ по сертификации;

документы о рассмотрении апелляций;

другие документы по усмотрению органа по сертификации.

Система хранения документов должна обеспечивать конфиденциальность (невозможность доступа к документам лиц, не допущенных к работе с этими документами).

20. Минтруд России может устанавливать дополнительные требования к органу по сертификации, обусловленные отраслевыми и иными производственными особенностями в соответствии с областью аккредитации.

III. Функции органа по сертификации

21. Основными функциями органа по сертификации являются:

формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации;

проведение сертификации по заявкам заявителей;

оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (далее - сертификатов безопасности);

инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;

приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;

предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;

ведение банка данных организаций - обладателей сертификатов безопасности;

ведение реестра привлекаемых для целей сертификации независимых организаций и экспертов по сертификации;

подготовка и представление в Центральный орган ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»