КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2002 года N 4 км/2
О мерах по обеспечению устойчивого функционирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в складывающихся экономических условиях
Коллегия отмечает, что деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел по объему и надежности осуществляемых охранных мероприятий занимает ведущее место в системе специальных общегосударственных мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств в отношении различных форм собственности.
В последние годы ГУВО МВД России на всех уровнях управления последовательно проводилась стратегическая линия, направленная на расширение сферы и объема оказываемых охранных услуг, техническое перевооружение непосредственно подчиненных и подведомственных подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел, комплексное обеспечение безопасности объектов и безопасности граждан.
В результате за последние пять лет, несмотря на активное развитие ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, а также негосударственной (частной) охранной деятельности, динамика абсолютного прироста количества охраняемых вневедомственной охраной объектов ежегодно составляла в среднем 5%, а охраняемых квартир - 20-25%, при этом степень надежности охраны достигла 99,8%.
В настоящее время посредством применения различных видов охраны (милицейская, военизированная, сторожевая) с использованием технических средств защищено 1,2 млн. квартир и других мест проживания граждан, более 400 тыс. объектов, четвертую часть из которых составляют объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, в том числе 56 тыс. - подлежащих государственной охране в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587.
Кроме того, в условиях ограниченного финансирования органов внутренних дел значительные силы (около 18 тыс. сотрудников милиции подразделений вневедомственной охраны ежесуточно) задействуются в системе единой дислокации для борьбы с преступностью, профилактики преступлений и административных правонарушений без бюджетных затрат на эти цели.
В общем вкладе милиции общественной безопасности в обеспечение общественного порядка и борьбу с преступностью доля вневедомственной охраны составляет 25-27%. В 2001 году по подозрению в совершении преступлений задержано 162 тыс. лиц (2000 года - 160 тыс.). За 5 месяцев текущего года непосредственно сотрудниками вневедомственной охраны либо с их участием задержано 111 тыс. преступников (+ 5,5% к аналогичному показателю прошлого года), в том числе 15 тыс. - при попытках краж из охраняемых объектов и квартир. Пресечено 2,9 млн. административных правонарушений (+ 0,3%).
Вместе с тем в ряде МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации положение дел по линии вневедомственной охраны все еще остается нестабильным. Имеют место серьезные просчеты и упущения в организаторской деятельности руководящего состава всех уровней, медленно внедряются эффективные и адекватные складывающейся обстановке формы и методы работы, отсутствует должная требовательность к подчиненным.
Снижение профилактического влияния на состояние защищенности объектов различных форм собственности отмечается в МВД Республики Тыва, УВД Калужской и Тамбовской областей.
Неудовлетворительно оценивается состояние работы по организации охраны квартир граждан в министерствах внутренних дел Удмуртской Республики, Республики Ингушетия, Республики Адыгея, Республики Саха (Якутия), УВД Камчатской и Вологодской областей.
Низка эффективность участия нарядов милиции вневедомственной охраны в обеспечении общественного порядка и раскрытии преступлений в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел Республики Алтай, Республики Карелия, Белгородской, Липецкой и Смоленской областей.
Негативно сказывается на материально-техническом обеспечении подразделений вневедомственной охраны и качестве выполнения поставленных задач высокая дебиторская задолженность подразделениям за охрану объектов в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия, Амурской, Магаданской, Мурманской, Новгородской и Сахалинской областях, где ее уровень на начало текущего года превысил 10-20% (в среднем по России - 5,8%).
В нарушение требований приказа МВД России от 27 декабря 2000 года N 1308 в ГУВД Нижегородской, Пермской и Тюменской областей, УВД Калининградской области продолжается практика использования сотрудников вневедомственной охраны для выполнения несвойственных им функций, а в ГУВД гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Свердловской и Новосибирской областей - необоснованное отвлечение значительных денежных средств и материальных ресурсов подразделений вневедомственной охраны на нужды органов внутренних дел.
Не в полной мере реализуются управленческие функции ГУВО МВД России по руководству подведомственными подразделениями и решению проблемных вопросов их функционирования.
До настоящего времени остается неурегулированным правовой статус подразделений вневедомственной охраны как субъектов гражданско-правовых отношений. С позиций гражданского и налогового законодательства Российской Федерации требуют оптимизации организационно-штатное построение и система управления вневедомственной охраной.
Объективными обстоятельствами, ограничивающими имеющиеся возможности и потенциал вневедомственной охраны, являются изменения в порядке налогообложения деятельности подразделений, фактически приравнивающие ее к предпринимательской.
С учетом особенностей финансирования подразделений вневедомственной охраны серьезной проблемой станет повышение с 1 июля 2002 года денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел, которое повлечет необходимость массового (порядка полутора миллионов) перезаключения договоров с неизбежным увеличением тарифов в текущем году на 40-50% (без учета НДС), а с января 2003 года еще на 10-15%, снизив доступность услуг милицейской охраны массовому потребителю.
Кроме того, крайне отрицательно сказывается на имидже вневедомственной охраны, кадровой ситуации и психологическом состоянии в коллективах формируемое в средствах массовой информации негативное общественное мнение о выполнении вневедомственной охраной несвойственных органам внутренних дел функций, инициирование в органах власти различных уровней предложений по ограничению ее влияния на обеспечение имущественной безопасности.
В целях совершенствования. оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения устойчивого функционирования подразделений вневедомственной охраны, усиления ее роли в профилактике имущественных преступлений и обеспечении правопорядка в целом - коллегия
решила:
1. Указать министрам внутренних дел Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Ингушетия, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия - Алания, Республики Тыва, Удмуртской Республики и Чувашской Республики - Чувашии, начальникам ГУВД гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Свердловской, Тюменской, Нижегородской, Новосибирской и Пермской областей, УВД Белгородской, Вологодской, Калининградской, Калужской, Камчатской, Липецкой, Сахалинской, Смоленской и Тамбовской областей на серьезные просчеты и нарушения в организации работы подчиненных подразделений вневедомственной охраны.
2. Признать целесообразным проведение в установленном порядке в течение II полугодия 2002 года - I квартала 2003 года в ГУВД г.Москвы и УВД Липецкой области эксперимента по реорганизации подразделений вневедомственной охраны в филиалы УВО при органах внутренних дел указанных субъектов Российской Федерации с сохранением оперативной подчиненности территориальным органам внутренних дел, должностных окладов и предельных специальных званий сотрудников, установленных для соответствующих подразделений органов внутренних дел.
3. ГУВО МВД России (В.А.Казюлину):
3.1. Доработать совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями МВД России в течение месяца после внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О милиции" проект новой редакции Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации.
3.2. Совместно с ГУГИБДД СОБ, ГУУР СКМ МВД России осуществить до 20 декабря 2002 года комплекс мероприятий по созданию модели системы охраны автотранспорта с максимальным использованием имеющихся, а также разрабатываемых перспективных технических средств. Внести необходимые коррективы в планы НИОКР НИЦ "Охрана" ГУВО и НИЦ ГИБДД СОБ МВД России на 2002 - 2003 годы.
3.3. Проработать совместно с ГУК, ГОИУ и другими структурными подразделениями МВД России и до 1 января 2003 года представить предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России, предусматривающие расширение его функций по научному обеспечению экономической и правовой работы, проведению комплексного анализа в сфере деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
3.4. Проработать совместно с КРУ, ФЭД СТ, ГУК МВД России и в месячный срок представить предложения по порядку содержания за счет средств вневедомственной охраны в контрольно-ревизионных подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации штатной численности ревизоров, необходимой для проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подразделений вневедомственной охраны.