Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 12 июля 2002 года N 156/1373-3


О Методических рекомендациях о порядке
 формирования территориальных избирательных комиссий,
избирательных комиссий муниципальных образований,
окружных и участковых избирательных комиссий

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Центризбиркома России от 24 мая 2006 года N 176/1131-4
____________________________________________________________________


В связи с поступившими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями с просьбой разъяснить порядок применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в новой редакции, касающихся формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий, на основании пункта 9 статьи 21 и в целях реализации требований статей 22, 24-27 и 85 указанного Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (прилагаются).

2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, руководителям политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации для использования в работе.

3. Предложить руководителям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации довести Методические рекомендации до сведения руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нижестоящих избирательных комиссий, региональных отделений политических партий, избирательных блоков, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.

4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
 от 12 июля 2002 года N 156/1373-3

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке формирования территориальных
 избирательных комиссий, избирательных комиссий
 муниципальных образований, окружных
 и участковых избирательных комиссий

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в новой редакции, вступивший в силу 26 июня 2002 года (далее - Федеральный закон), содержит ряд новаций, требующих дополнительного разъяснения с целью их единообразного применения в практический деятельности избирательных комиссий. В частности, введено несколько общих правил, касающихся всей системы избирательных комиссий, в том числе новый порядок формирования избирательных комиссий, внесены некоторые изменения в перечень субъектов, которые имеют право предлагать кандидатуры в состав избирательных комиссий, повышена с одной трети до одной второй минимальная квота представителей от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, установлено право представления кандидатур в состав комиссии соответствующей комиссией предыдущего состава. Согласно положениям Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований формируются соответствующими органами местного самоуправления, а все остальные (территориальные, окружные и участковые) - вышестоящими избирательными комиссиями.

В настоящих Методических рекомендациях отражены и другие новации Федерального закона.

1. Общие условия

1. В соответствии с положениями статей 22, 24-27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий предлагают:

а) политические партии;

б) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) избирательные объединения;

г) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления;

д) общественные объединения;

е) при формировании соответствующих избирательных комиссий - также представительные органы местного самоуправления, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательные комиссии предыдущего состава.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.

Политическая партия, избирательное объединение, общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры, представленной непосредственно политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, избирательного блока, вакантное место рекомендуется замещать по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею (им) представлена.

2. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым лица определенных категорий не могут быть членами комиссии с правом решающего голоса, а член комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах, референдуме быть одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

3. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной и участковой избирательной комиссии (в данную квоту не входит лицо, на момент назначения в состав комиссии замещающее государственную или муниципальную должность категории "А", например, председатель постоянно действующей избирательной комиссии, работающий на штатной основе). Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

При формировании комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права и опыт организации и проведения выборов.

4. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого для назначения в состав избирательной комиссии предлагается в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, представляется в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с документами для назначения в состав избирательной комиссии.

5. Если уполномоченные на то Федеральным законом органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а иной комиссии (окружной, территориальной, участковой) - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предложений о приведении избирательного законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации следующих норм:

определяющих количественный состав избирательных комиссий. При определении количественного состава соответствующей избирательной комиссии муниципального образования целесообразно устанавливать численность не менее 5-9 членов комиссии, чем обеспечивается возможность возложения на избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с Федеральным законом полномочий территориальной избирательной комиссии;

устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательной комиссии, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе (избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных комиссий), период, в который органы, формирующие указанные комиссии, обязаны принимать предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий (окружных, участковых избирательных комиссий) - не менее десяти дней. Сроки подачи предложений в органы, формирующие комиссии, следует отсчитывать со дня публикации в средствах массовой информации, либо обнародования иным способом указанного сообщения.

7. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу Федерального закона, за исключением территориальных избирательных комиссий, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, но не более пяти лет со дня их формирования.

8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать положение дел с наличием действующих в настоящее время на постоянной основе комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) со сроками истечения их полномочий, целесообразность возложения на них полномочий других комиссий, позицию по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления, изучить другие обстоятельства, связанные с данным вопросом. Следует также иметь в виду, что возможность придания комиссиям, действующим на постоянной основе, статуса юридического лица и работы на штатной основе членов этих комиссий устанавливается соответственно законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

9. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, формирующей территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, необходимо также обеспечить систематический контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости незамедлительно  принимать предусмотренные Федеральным законом меры.

2. Порядок внесения предложений о кандидатурах
в состав избирательных комиссий политической партией,
 общественным объединением, избирательным блоком

1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона правом внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий, формируемых в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, обладают:

политические партии;

общественные объединения;

избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления.

2. Общим требованием к решениям, принимаемым полномочными (руководящими) органами субъектов предложения кандидатур в состав избирательных комиссий, является принятие данного решения либо органом, соответствующим уровню избирательной комиссии, либо вышестоящим органом. Полномочия органа, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально (копия устава, решение руководящего органа и т.п.).

3. Предлагаемая политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несет предлагающая сторона и предлагаемое в качестве кандидатуры лицо.

4. Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от политической партии вносит полномочный (руководящий) орган партии в соответствии с ее уставом. Региональные отделения, иные структурные подразделения партии могут вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий в том случае, если уставом партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом партии. При этом решение принимается органом регионального отделения, иного структурного подразделения, полномочным принимать такое решение. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе партии либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными (руководящими) лицами партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом.

5. Согласно пункту 8 статьи 35 Федерального закона избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от его имени, в том числе по вопросу внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий всех уровней Решение о предложении кандидатур принимается тем органом (органами), который был определен на съезде представителей избирательных и общественных объединений, создающих соответствующий избирательный блок. При этом порядок подготовки и принятия решения по предложению кандидатур может быть определен в соглашении о создании блока. Подобная ситуация может возникнуть в случае, если по результатам выборов в представительный орган власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, назначенных после вступления в силу Федерального закона (26 июня 2002 года), к распределению депутатских мандатов будет допущен список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, а избирательная комиссия формируется после данных конкретных выборов. Предположим, что в результате выборов в Н-скую областную Думу, которые были назначены 28 июня 2002 года и состоятся 6 октября 2002 года, будет допущен к распределению депутатских мандатов список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком "Венера", а 20 ноября 2002 года будут назначены выборы в городское собрание представителей. В этом случае избирательный блок "Венера" сможет предлагать свои кандидатуры в состав участковых (окружных) комиссий, формируемых для обеспечения необходимых избирательных процедур на выборах в городское собрание.

6. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий от избирательного блока, созданного до вступления в силу Федерального закона, принимает орган блока либо по его поручению один из органов, входящих в блок избирательных объединений, признававшихся таковыми в соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий избирательными объединениями и общественными объединениями принимается полномочными (руководящими) органами в соответствии с уставами этих объединений.

8. Согласно пункту 8 статьи 24, пункту 7 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона соответствующий полномочный орган (представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, вышестоящая комиссия) обязан назначать не менее одной второй от общего числа членов избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, и предусмотреть такую процедуру назначения, которая бы обеспечивала безусловную реализацию данной нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.

9. Если кандидатура, представленная политической партией, избирательным объединением, избирательным блоком, от которых представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов комиссий, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то указанным объединениям и организациям может быть сообщено об этом и они вправе представить другую кандидатуру в рамках установленного срока.

Если предложенная кандидатура соответствует требованиям Федерального закона, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия не вправе предъявлять к ней требования, не предусмотренные федеральным законодательством, а также требовать ее замены.

10. Если вышеназванные субъекты предложений о кандидатурах внесли их недостаточное количество, то остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными политическими партиями, избирательными и общественными объединениями.

Если общее количество кандидатур, предложенных вышеназванными политическими партиями, избирательными блоками, избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав комиссии с учетом соблюдения установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом.

11. Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий должны иметь в виду, что федеральное избирательное законодательство не устанавливает приоритетов среди субъектов внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, обозначенных в подпунктах "а", "б", "в" пункта 8 статьи 24, пункта 7 статьи 25, пункта 7 статьи 26, пункта 5 статьи 27 Федерального закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»