РЕКОМЕНДАЦИИ
межрегионального практического семинара "Организация воспитательной работы с подростками группы риска в условиях ППМС-центра"
28-29 мая 2002 года в г.Десногорске Смоленской области в соответствии с Планом мероприятий Министерства образования Российской Федерации по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2002-2004 годы состоялся межрегиональный практический семинар "Организация воспитательной работы с подростками группы риска в условиях ППМС-центра", на котором был рассмотрен опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, Белгородской, Брянской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Орловской, Псковской, Ростовской, Рязанской и Смоленской областей.
Актуальность поставленных на семинаре вопросов отвечает требованиям приказа Минобразования России от 25.01.2002 N 193*, которым утверждены основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. Содержание работы ППМС-центров по вопросам воспитания обучающихся, профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма определено Типовым положением об образовательном учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 867.
____________
* Журнал "Вестник образования России", 2002, N 7.
Опыт работы образовательных учреждений Десногорска, Вязьмы, Смоленска свидетельствует, что Комитет по образованию администрации Смоленской области уделяет значительное внимание развитию системы образования и воспитания детей, нуждающихся в особой помощи и поддержке. В области созданы 6 учреждений образования нового типа - центров и сеть ПМПК по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, работу которых координирует Смоленский областной центр диагностики и консультирования. Основная цель деятельности учреждений реабилитационной направленности - выработка системного подхода к решению проблем социальной адаптации детей группы риска.
В процессе деятельности специалистами изучаются научные основы причин дезадаптивного поведения; проводятся психолого-педагогическая диагностика и систематизация ее результатов с целью выявления детей группы риска, практическая отработка наиболее эффективных приемов взаимодействия с социально-дезадаптированными детьми и их родителями, обобщение и анализ инновационного опыта работы. В ходе реализации поставленных задач на базе Смоленского областного центра диагностики и консультирования проведены семинары: "Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения", "Сложности в работе с проблемными детьми и пути их преодоления", "Проблема психологической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении"; в том числе выездные семинары-практикумы: "Выявление детей группы риска по употреблению наркотических и токсических веществ", "Взаимодействие социальных педагогов и педагогов-психологов в работе с детьми группы риска". Определены совместные направления деятельности с правоохранительными органами, органами социальной защиты и здравоохранения по вопросам организации работы с детьми группы риска. Важными направлениями в работе Смоленского областного центра диагностики и консультирования являются: разработка модели психолого-педагогической и социальной помощи сельской школе; создание системы сопровождения ребенка, прошедшего обследование на ПМПК, организация контроля за реализацией ее рекомендаций,
Центр образования г.Десногорска Смоленской области организует работу с детьми, имеющими проблемы в обучении и из неблагополучных семей. Большое внимание уделяется вопросам организации воспитательной работы: обучающиеся регулярно посещают экспозиции краеведческого музея, на базе центра организована работа театрального коллектива, проводятся обзоры художественной литературы, действует клуб "Юный спасатель", подростки участвуют в экспедициях по территории природного национального парка "Смоленское поозерье". В работе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся принимают участие представители местной православной церкви.
В рамках семинара состоялся "круглый стол", на котором его участники ознакомились с опытом организации воспитательной работы с подростками группы риска ППМС-центров других регионов России. Отмечены выступления: "Комплексный подход к воспитанию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию" (Малышев С.С. - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции - г. Губкин Белгородской области), "Организация психолого-педагогической помощи детям в кризисных ситуациях" (Мясникова М.Н. - Ростовский областной ППМС-центр), "Организация работы ППМС-центра по профилактике аддиктивного поведения подростков" (Андреева В.М. - Орловский областной ППМС-центр), "Психолого-педагогическая помощь детям в условиях летнего лагеря" (Пилипенко В.Е. - ППМС-центр "Гармония" - г.Курск).
Участники семинара посетили практические занятия с подростками, обучающимися в центре образования г.Десногорска Смоленской области.
Рекомендации семинара
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.02.2002 N 330 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 N 1"*:
____________
* Журнал "Вестник образования России", 2002, N 6.
принять меры по дальнейшему развитию психологической службы в системе образования, развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и повышению ответственности руководителей образовательных учреждений за организацию свободного времени обучающихся, воспитанников;
обеспечить взаимодействие с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения в решении проблем выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.
Образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
определить направления и содержание воспитательной работы с детьми группы риска в условиях ППМС-центров, исходя из региональной специфики;
особое внимание уделить сопровождению детей, длительно находящихся вне образовательного пространства, и их семьям;
организовать взаимодействие с учреждениями культуры, общественными и религиозными организациями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;
обеспечить комплексный подход в решении проблем детей группы риска и непрерывность их психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
организовать постоянно действующий семинар по вопросам социализации детей и подростков, их социально-трудовой адаптации и профориентации, а также по проблемам работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях.
Текст документа сверен по:
"Вестник образования России",
N 15, август 2002 года