Приложение
к приказу Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам
от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491
Изменения и дополнения
в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в редакции приказов МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156 и от 06.08.2002 N БГ-3-03/412)
Внести в Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 1 после слов "применении ст.143" дополнить словами "Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса)".
2. В пункте 1.3 слова "относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" заменить словами "включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса".
3. Дополнить пунктом 1.6 следующего содержания:
"Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, представляют за налоговый период декларацию (с заполнением раздела I), на основании которой производят уплату в бюджет суммы налога, выставленную в счете-фактуре в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса. При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса у названных выше организаций и индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).".
4. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
“2. В целях применения статьи 145 Кодекса необходимо учитывать следующее.".
5. Пункты 2.1 - 2.10 исключить.
6. Дополнить пунктами 2.1 - 2.12 следующего содержания:
"2.1. Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 Кодекса (далее - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.
Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо (из трех предшествующих последовательных) календарном месяце подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).
При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться:
- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 Кодекса;
- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса является продажная стоимость ценных бумаг.
2.3. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату стоимости патента по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, производится в аналогичном порядке.
2.4. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не освобождает его от исполнения иных обязанностей, в том числе от обязанностей налогового агента, в соответствии с Кодексом и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2.5. Налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 “О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 N 3573), и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение.
Согласно пункту 7 статьи 145 Кодекса уведомление об использовании права на освобождение (или уведомление о продлении использования права на освобождение) и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
При осуществлении налоговым органом камеральной налоговой проверки налогоплательщиков (в том числе налогоплательщиков, представивших в налоговые органы вышеуказанные уведомление и документы) налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налога, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.
2.6. Уведомление и документы направляются налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение.
Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы (в том числе полный комплект документов, перечисленных в пункте 6 статьи 145 Кодекса), то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
2.7. Для продления срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели представляют (направляют по почте заказным письмом) в налоговый орган по месту своего учета уведомление о продлении использования права на освобождение и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 1 млн. рублей.
Указанные уведомление и документы на продление срока освобождения представляются налогоплательщиком по истечении 12 календарных месяцев, не позднее 20-го числа следующего месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право о продлении срока освобождения.