от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447
Об утверждении Методических рекомендаций по
применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового кодекса Российской Федерации
(с изменениями на 11 марта 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 12 декабря 2005 года N САЭ-3-03/665@
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МНС России от 22 мая 2001 года N БГ-3-03/156;
приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/412;
приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491;
приказом МНС России от 19 сентября 2003 года N БГ-3-03/499;
приказом МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721;
приказом МНС России от 11 марта 2004 года N БГ-3-03/190@.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 января 2004 года N 14521/03.
____________________________________________________________________
В целях реализации положений главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, N 32, ст.3340)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.И.Букаев
Приложение
к приказу Министерства
Российской Федерации
по налогам и сборам
от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового кодекса Российской Федерации
(с изменениями на 11 марта 2004 года)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 4 и главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
1. При применении ст.143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) необходимо учитывать следующее (пункт дополнен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491 - см. предыдущую редакцию).
1.1. С 1 января 2001 года в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главами 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - налога), за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (абзац в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
Не являются плательщиками налога согласно главе 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (абзац в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года N БГ-3-03/156; в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
____________________________________________________________________
Второе предложение абзаца второго считается абзацем третьим настоящей редакции - приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721.
____________________________________________________________________
При этом организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) (абзац в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года N БГ-3-03/156; в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
____________________________________________________________________
Абзац третий предыдущей редакции считается абзацем четвертым настоящей редакции - приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721.
____________________________________________________________________
Не являются плательщиками налога согласно "главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьей 161 Кодекса (абзац в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года N БГ-3-03/156; в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
1.2. Указанные организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, а также применяющие упрощенную систему налогообложения - по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога (пункт в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
1.3. Налог по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса. Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход, или на упрощенную систему налогообложения, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке (пункт в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года N БГ-3-03/156; в редакции приказа МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491; в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
1.4. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности.
1.5. Индивидуальным предпринимателям, являющимся с 1 января 2001 года плательщиками налога, необходимо учитывать следующее. Налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным (принятым к учету) и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов-фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости.
1.6. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, а также перешедшие на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, представляют за налоговый период декларацию, на основании которой производят уплату в бюджет суммы налога, выделенной в счете-фактуре в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса. При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса у названных выше организаций и индивидуальных предпринимателей не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) (пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491; в редакции приказа МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
2. В целях применения статьи 145 Кодекса необходимо учитывать следующее (пункт в редакции приказа МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491 - см. предыдущую редакцию).
2.1. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.2. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.3. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.4. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.5. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.6. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.7. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.8. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.9. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.10. Пункт исключен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491. - См. предыдущую редакцию.
2.1. Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 Кодекса (далее - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж (с 01.01.2004 без налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. рублей (абзац дополнен приказом МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо (из трех предшествующих последовательных) календарном месяце подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье (с 01.01.2004 без подакцизного минерального сырья), при отсутствии ведения раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров, соответствующего требованиям законодательства, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (абзац дополнен приказом МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721 - см. предыдущую редакцию).
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491)
2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).
При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться:
- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 Кодекса;
- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса является продажная стоимость ценных бумаг.
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491)
2.3. Пункт исключен приказом МНС России от 26 декабря 2003 года N БГ-3-03/721. - См. предыдущую редакцию.
2.4. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не освобождает его от исполнения иных обязанностей, в том числе от обязанностей налогового агента, в соответствии с Кодексом и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491).
2.5. Налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 “О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 N 3573), и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение.
Согласно пункту 7 статьи 145 Кодекса уведомление об использовании права на освобождение (или уведомление о продлении использования права на освобождение) и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
При осуществлении налоговым органом камеральной налоговой проверки налогоплательщиков (в том числе налогоплательщиков, представивших в налоговые органы вышеуказанные уведомление и документы) налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налога, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491)
2.6. Уведомление и документы направляются налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение.
Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы (в том числе полный комплект документов, перечисленных в пункте 6 статьи 145 Кодекса), то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 17 сентября 2002 года N ВГ-3-03/491)