____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 марта 2011 года на основании
приказа Минтранса России от 11 января 2011 года N 11
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794) и от 20 мая 1998 года N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
2. Возложить на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.
Министр
С.Франк
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 июля 2002 года,
регистрационный N 3634
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 24 июля 2002 года N 101
ПРАВИЛА
проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений
1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"* (далее - Закон) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений"**, от 20 мая 1998 года N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации"*** и от 6 ноября 1998 года N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"****.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794.
*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241.
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5698.
Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС).
2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
3. Государственным надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган надзора).
4. Орган надзора выполняет следующие функции:
- организация разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их безопасности;
- организация проверок СГТС;
- выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
- установление во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика представления деклараций безопасности;
- установление квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы;
- рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение;
- выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;
- формирование и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС;
- согласование использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;
- участие в размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС;
- иные функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
5. Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП).
6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
Проверки проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством порядке.
По результатам проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
- данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
- дата и место проведения проверки;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
- сведения о выявленных нарушениях;
- сведения об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку.
При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию.
7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. При аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС.
Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.
10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют право:
- беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и организации технического контроля;
- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;
- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки;
- проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС;
- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;
- получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций.
Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке.
11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Проверки СГТС
12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки.
13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС.
14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их функций и компетенции.
15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений*. Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.
________________
* Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 года, регистрационный N 1858.
17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности.
18. На основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы.
20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов.
21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС.