1. Распространяется ли действие пункта 1.1 Указания Банка России N 500-У на расчеты в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами?
Необходимо ли в настоящее время направлять информацию о нарушениях валютного законодательства при совершении операций, не подпадающих под действие Инструкции Банка России N 83-И (например, при расчетах в рублях с нерезидентами)?
Учитывая преамбулу Указания Банка России N 500-У, в соответствии с которой уполномоченные банки обязаны усилить контроль за валютными операциями, связанными с переводами резидентами иностранной валюты, а также на основании пункта 1.1.3 Инструкции Банка России от 28.06.99 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России N 500-У, действие Указания Банка России N 500-У не распространяется на договоры, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации.
Однако уполномоченный банк в соответствии с пунктом 1.3 Указания Банка России N 500-У обязан направлять в Банк России информацию о всех выявленных нарушениях валютного законодательства, в том числе при расчетах в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами. В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции Банка России N 83-И от 28.06.99 данная информация направляется уполномоченным банком в порядке, установленном указанной инструкцией.
В этом случае уполномоченный банк:
а) формирует только сведения о клиенте, то есть заполняет следующие графы в электронной базе данных "Сведения о договорах":
графа 1 - наименование клиента;
графа 2 - местонахождение;
графа 3 - дата государственной регистрации;
графа 4 - код ОКПО;
графа 5 - ИНН;
графа 6 - номер текущего валютного счета.
б) проставляет признак нарушения валютного законодательства, а также в соответствующей таблице:
- дату выявления нарушения;
- наименование, номер и дату нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом, включая нормативные акты Банка России;
- номер статьи (пункта/подпункта) нормативного правового акта, требования которого нарушены клиентом.
Учитывая, что в настоящее время правила осуществления расчетов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами установлены в Инструкции Банка России N 16 от 16.07.93 и в Инструкции Банка России N 86-И от 13.10.99, уполномоченные банки должны представлять в Банк России информацию о нарушениях валютного законодательства при осуществлении расчетов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами при получении резидентом долгосрочного кредита или займа в рублях за счет средств на рублевых счетах типа "И" без разрешения Банка России (пункт 2.5 раздела II Инструкции Банка России N 16 от 16.07.93), а также о нарушении требований Инструкции Банка России N 86-И.
2. Должны ли заверяться обосновывающие документы, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с Указанием Банка России N 500-У при совершении валютных операций, не подпадающих под действие Инструкции N 83-И, и в каком порядке?
Обосновывающие документы, представляемые в уполномоченный банк в соответствии с Указанием Банка России N 500-У, должны быть заверены в порядке, установленном нормативными актами Банка России, регулирующими проведение тех или иных валютных операций.
В тех случаях, когда порядок заверения документов нормативными актами Банка России не установлен, уполномоченный банк и его клиент самостоятельно определяют необходимость заверения обосновывающих документов и его порядок.
3. Вопросы по признакам, предусмотренным пунктом 1.2 Указания Банка России N 500-У:
- по подпункту "а":
а) какие из случаев подпадают под действие подпункта "а":
в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение;
в договоре не предусмотрены штрафные санкции, но предусмотрено обеспечение;
в договоре предусмотрены штрафные санкции, но не предусмотрено обеспечение.
Под действие подпункта "а" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У подпадают случаи, когда в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение.
б) что понимается под обеспечением исполнения обязательств, учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 329 не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, к которым, в частности, могут быть отнесены аккредитивная форма расчетов, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию Российской Федерации, страхование?