от 22 мая 2002 года N 1272-р
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 мая 2002 года N Р-8
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 мая 2002 года N 149
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 3, ст.218):
утвердить
прилагаемые методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.
Министр
имущественных отношений
Российской Федерации
Ф.Р.Газизуллин
Министр промышленности,
науки и технологий
Российской Федерации
И.И.Клебанов
Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности
1. Настоящие методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Методические рекомендации определяют порядок проведения обязательной и инициативной инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), оформления и представления их результатов.
Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных законодательством при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций.
Инициативная инвентаризация осуществляется по решению собственника имущества или юридического лица, имеющего это имущество в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
3. Инвентаризация проводится с целью выявления прав на РНТД, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляет союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов, для их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
4. Объектами инвентаризации прав на РНТД в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями являются:
исключительные права на РНТД;
РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав;
потенциально охраноспособные РНТД.
При инвентаризации выявляют исключительные права на РНТД, включая права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, подлежащие учету в имущественном комплексе организации.
При проведении инвентаризации выявляют следующие РНТД, не являющиеся объектами исключительных прав:
РНТД, являющиеся объектами прав третьих лиц и используемые в хозяйственной деятельности организации по договору или на других законных основаниях;
РНТД, являющиеся информацией, зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
При проведении инвентаризации выявляют следующие потенциально охраноспособные РНТД:
РНТД на которые может быть получен охранный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
РНТД, являющиеся технической, организационной или коммерческой информацией, составляющей секрет производства (ноу-хау).
5. Принятие решения о проведении обязательной инвентаризации прав на РНТД, а также определение порядка и сроков ее проведения осуществляет орган, принявший решение о приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации организации (далее - ответственный орган), одновременно с принятием решения о проведении инвентаризации имущества и обязательств.
Принятие решения о проведении инициативной инвентаризации прав на РНТД, а также определение порядка и сроков ее проведения осуществляет собственник имущества или юридическое лицо, имеющее это имущество в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
6. Порядок, сроки проведения инвентаризации прав на РНТД и персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации.
7. Для проведения инвентаризации прав на РНТД руководителем организации (либо уполномоченным лицом) создается рабочая инвентаризационная комиссия с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49 (по заключению Минюста России от 19 июня 1995 года N 07-01-389-95 данный документ в государственной регистрации не нуждается).
В состав рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется включить следующих лиц: представителя федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по координации и регулированию в соответствующей сфере деятельности; представителя федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным заказчиком научно-технической продукции; представителя органа управления организации; работника бухгалтерской службы организации; сотрудника патентно-лицензионного подразделения или подразделения, выполняющего патентно-лицензионные функции.
В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.
С каждым членом рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется заключить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
8. Для проведения инвентаризации прав на РНТД можно привлекать экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.
При проведении обязательной инвентаризации решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем ответственного органа на основании запроса руководителя рабочей инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.
При проведении инициативной инвентаризации решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации на основании запроса руководителя рабочей инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.
При проведении инвентаризации рекомендуется заключить с аудиторскими, консультационными, оценочными и иными организациями соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
9. Проведение инвентаризации включает следующие мероприятия:
осуществление научно-технического, правового и экономического анализа РНТД с целью выявления в них потенциально охраноспособных и не являющихся объектом исключительных прав на РНТД;
идентификация субъектов прав на выявленные результаты;
разработка рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты и использовании их в гражданском обороте.
10. При проведении инвентаризации прав на РНТД рабочая инвентаризационная комиссия анализирует следующие документы (примерный перечень таких документов приведен в приложении N 1):
документы, подтверждающие права правообладателя, включая охранные документы, договоры об уступке прав, лицензионные договоры, учредительные документы, документы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
первичные учетные документы, отражающие факт поступления или выбытия соответствующих объектов учета в организации;
иные документы.
Дополнительные сведения рабочая инвентаризационная комиссия получает по запросу (примерная форма запроса приведена в приложении N 2), направляемому руководителю (либо уполномоченному лицу) организации.
11. Научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД осуществляется рабочей инвентаризационной комиссией путем проверки документов и сведений, указанных в п.10 настоящих Методических рекомендаций, с целью выявления:
исключительных прав на РНТД;
РНТД, не являющихся объектами исключительных прав;
потенциально охраноспособных РНТД.
Целью научно-технического анализа является выявление РНТД. Целью правового анализа является определение правообладателя на каждый выявленный РНТД, включая установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя. Целью экономического анализа является определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав на них.
Идентификация субъектов прав на выявленные РНТД осуществляется по результатам проведенного правового анализа документов и сведений, указанных в п.10 настоящих Методических рекомендаций.
12. По результатам проведенного анализа и идентификации субъектов прав на выявленные РНТД рабочая инвентаризационная комиссия составляет ведомости:
ведомость N 1 "Исключительные права на результаты научно-технической деятельности" (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении N 3);
ведомость N 2 "Потенциально охраноспособные результаты научно-технической деятельности" (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении N 4);
ведомость N 3 "Результаты научно-технической деятельности, не являющиеся объектами исключительных прав" (рекомендуемая форма ведомости приведена в приложении N 5).
Ведомости подписываются членами рабочей инвентаризационной комиссии.
13. На основании проведенного научно-технического, правового и экономического анализа, а также результатов проведенной идентификации субъектов прав на РНТД по каждому выявленному РНТД рабочая инвентаризационная комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по осуществлению юридически значимых действий для получения охранного документа или сохранения информации о выявленном РНТД в режиме коммерческой тайны для установления порядка его правомерного использования в гражданском обороте.
Рекомендации отражаются в актах инвентаризации прав на РНТД.
14. По результатам проведенной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия составляет акты инвентаризации прав на РНТД:
акт N 1 "Права организации на выявленные РНТД" (рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 6);
акт N 2 "Не принадлежащие организации права на выявленные РНТД" (рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 7).
Акты инвентаризации прав на РНТД оформляются на основании ведомостей инвентаризации прав на РНТД, подписываются членами рабочей инвентаризационной комиссии и утверждаются руководителем рабочей инвентаризационной комиссии.
15. При проведении обязательной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия направляет акты инвентаризации прав на РНТД в инвентаризационную комиссию, осуществляющую инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, а также в ответственный орган.
При проведении инициативной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия направляет акты инвентаризации прав на РНТД руководителю (либо уполномоченному лицу) организации, а также в федеральный орган исполнительной власти, являющийся государственным заказчиком, а в случае отсутствия такого - в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся выявленные РНТД, для принятия решения об их правовой охране и установления порядка их правомерного использования в гражданском обороте.
16. Учет выявленных при инвентаризации прав на РНТД осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете и отчетности, об учете федерального имущества, а также другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок учета РНТД.
Примерный перечень документов
1. Документы, подтверждающие права правообладателя:
патент на изобретение;
свидетельство на полезную модель;
патент на промышленный образец;