Недействующий

О товарах, классифицируемых в товарных позициях 2007, 2008, 2009 и 2202 ТН ВЭД России (не применяется на основании письма ФТС России от 28.08.2008 N 01-11/35200)

I. Соки прямого отжима, концентрированные соки,
нектары и сокосодержащие напитки


В структуре предложения на мировом соковом рынке различают несколько категорий продуктов (приведены основные термины, соответствующие российским и международным нормативным документам):

- соки прямого отжима

(другие обозначения, которые не являются зарегистрированными терминами - "not from concentrate", "nfc", "("single strength"),

- соки концентрированные,

- соки восстановленные (изготовленные из концентрированного сока),

- нектары и сокосодержащие напитки (изготовленные из концентрированного сока).

Из перечисленных категорий товаров соки прямого отжима, концентрированные и восстановленные соки классифицируются в соответствующих подсубпозициях товарной позиции 2009 ТН ВЭД России, а нектары и сокосодержащие напитки - 2202 ТН ВЭД России.

Основными качественными показателями соков, которые часто принимаются во внимание в коммерческих операциях, являются плотность (отношение массы к объему), содержание растворимых сухих веществ (РСВ), выражаемое через градусы Brix (°Brix), а также показатель Ratio.

Показатель Brix характеризует суммарное содержание растворимых сухих веществ (ГОСТ 51433-99). По данному показателю можно судить о степени концентрирования сока (числовые выражения плотности приводятся обычно со ссылкой на температуру измерения, например, 20°С).

Конкретному значению плотности соответствует определенное содержание растворимых сухих веществ. Наиболее высокую плотность и соответственно высокие содержания растворимых сухих веществ имеют концентрированные соки. Показатели плотности и содержания сухих веществ для отдельных видов соков приведены в таблице 1.

Показатель Ratio используют для оценки вкусовых качеств соков, концентрированных соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Он характеризует соотношение между общими содержаниями сахаров, выражаемыми через показатель Brix, и кислот, выражаемыми в% через показатель общей титруемой кислотности продукта. Продукты со сбалансированным соотношением сахаров и кислот имеют показатель Ratio, лежащий в интервале от 12 до 15. Продукты с Ratio более 15 имеют преобладающий сладкий вкус, с Ratio менее 12 - преобладающий кислый.

Более подробные характеристики соков, нектаров и напитков приведены в ГОСТе Р 51398-99.

Соки, нектары и напитки измеряются в кг и литрах, при этом пересчет в кг производится путем умножения объема (литров) на плотность сока (например, сок плотностью 1,08 г/см объемом 10 литров будет весить 10,8 кг (без учета веса упаковки).

Стоимость соков зависит от ряда факторов, в т.ч. вида (прямого отжима, концентрированный, восстановленный), плотности и содержания сухих веществ Brix, показателя Ratio, стоимости исходного сырья (фруктов), которая может значительно колебаться от объемов урожая и страны производства.

1. Сок прямого отжима, классифицируемый в 2009 ТН ВЭД России, - жидкий продукт, полученный путем механического воздействия непосредственно из свежих спелых (или охлажденных) фруктов или овощей.

Соки прямого отжима предназначены для непосредственного употребления, а также для дальнейшей промышленной переработки.

Выход сока из 1 кг фруктов зависит от вида фруктов, их качества, времени их сбора, переработки и других факторов. Например, максимальный выход сока с 1 кг апельсинов без кожуры при использовании современного технологического оборудования составляет порядка 500-600 г с содержанием растворимых сухих веществ не менее 10° Brix.

Срок хранения соков прямого отжима зависит от вида консервирования продукта. Как и все соки, соки прямого отжима консервируют исключительно физическими способами, к которым относят охлаждение или кратковременный нагрев (т.н. пастеризация или стерилизация). Консервирование соков химическим способом, например путем добавления консервантов, запрещено.

Соки прямого отжима, поставляемые в охлажденном виде, имеют ограниченный срок хранения, который обычно не превышает 1 месяца. Пастеризованные или стерилизованные соки прямого отжима могут иметь срок хранения от 6 месяцев до 2 лет.

Новой технологией хранения и поставки соков прямого отжима является их глубокое замораживание до состояния ледяных агломератов. При этом поставка осуществляется при низких температурах, а размораживание проводится по специальной температурной программе (что, соответственно, влияет на стоимость товара).

Соки прямого отжима (в розничной упаковке) поставляются в основном из стран дальнего зарубежья, но в ограниченном количестве, их стоимость относительно высокая (2-3 долл. за 1 кг).

2. Концентрированный сок, классифицируемый в 2009 ТН ВЭД России, получают путем выпаривания/концентрирования (абсолютно преобладающая технология) определенной доли воды из сока прямого отжима. При этом в концентрированные соки, как правило, сахар или другие подслащивающие вещества (дополнительно) не добавляются.

Так, например, из 1000 кг апельсинов с помощью современной технологии получают около 100 кг концентрированного сока с 62° Brix, т.е. для получения 1000 кг концентрированного сока с указанным содержанием растворимых сухих веществ требуется 10 т апельсинов.

Для получения 1000 кг концентрированного ананасового сока с 62° Brix используется аналогичное количество плодов. Выход концентрированного яблочного сока выше и составляет, как правило, 1340 кг (70° Brix) из 10 т яблок.

Концентрированный сок консервируют двумя способами: сильным охлаждением (замораживанием), например, до температуры - 18°-20°С или путем кратковременного теплового нагрева - пастеризации.

Замороженные концентрированные соки обычно поставляют в наливных цистернах или контейнерах (в транспортных средствах, оборудованных холодильными установками при температуре ниже 0°С).

Длительность хранения замороженных концентрированных соков с даты производства составляет 365 суток при t = -10°, 550 суток при t = -18°С. Повышение температуры выше 0°С приводит к резкому снижению срока хранения замороженных концентрированных соков (до 7 суток при + 5°С и меньше).