Действующий

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2023 года)

Статья 51. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио

___________________________________________________________________

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ - см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ).

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, настоящей статьи, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ) до дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ - см. пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона  от 9 марта 2016 года N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона  от 9 марта 2016 года N 65-ФЗ - см. пункт 2 статьи 3 Федерального закона  от 9 марта 2016 года N 65-Ф3.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ - см. пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ.

____________________________________________________________________     

1. Бесплатное эфирное время, а в случае, указанном в пункте 1_1 статьи 50 настоящего Федерального закона, также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений (их структурных подразделений), указанных в пункте 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) соответственно уровню референдума в законодательном органе субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; дополнен с 26 мая 2009 года Федеральным законом от 12 мая 2009 года N 94-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ; дополнен с 27 мая 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года N 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2020 года Федеральным законом от 27 февраля 2020 года N 27-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время, указанное в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, а также инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время, указанное в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также инициативной группе по проведению референдума субъекта Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума субъекта Российской Федерации. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время, указанное в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления, а также инициативной группе по проведению местного референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам местного референдума. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Общий объем эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Объем эфирного времени, предоставляемого региональными государственными или муниципальными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации на дополнительных или повторных выборах депутата (депутатов) законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, определяется законом субъекта Российской Федерации. В случае, если в результате предоставления эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума, указанную в пункте 1 настоящей статьи, придется более 60 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Не менее половины общего объема эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, избирательным объединениям, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, придется пять или более минут, а также при предоставлении эфирного времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут. Избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При проведении референдума не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (с учетом положения пункта 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, являющегося иностранным агентом, либо зарегистрированного кандидата, аффилированного с иностранным агентом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением, которым на соответствующих выборах выдвинут кандидат (в том числе в составе списка кандидатов), являющийся иностранным агентом, либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 203-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года N 104-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)     

4_1. В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать зарегистрированные кандидаты только лично (в том числе от имени избирательного объединения только зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением на соответствующих выборах), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. При невыполнении избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом требований пункта 4 настоящей статьи, отказе инициативной группы по проведению референдума от участия в совместном агитационном мероприятии доля эфирного времени, отведенная избирательному объединению, зарегистрированному кандидату, инициативной группе по проведению референдума для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе если в данном мероприятии может принять участие только один участник), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.