____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Федеральной таможенной службы от 28 июня 2004 года N 746
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе анализа и управления рисками
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам рисков (далее - Положение).
2. Назначить ответственными исполнителями по группам рисков, приведенным в настоящем Положении:
Управление таможенной статистики и анализа (В.В.Орлов) - риски группы "А" (товары риска), риски группы "Б" (товары прикрытия);
Главное управление тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев) - риски группы "В" (страна происхождения товаров);
Главное управление организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Оперативное управление (М.Ю.Берновский) - риски группы "Г" (контроль за таможенным оформлением товаров);
Управление организации контроля таможенной стоимости (В.Э.Саркисов) - риски группы "Д" (таможенная стоимость товаров);
Главное управление федеральных таможенных доходов (Э.А.Сафаров) - риски группы "Е" (таможенные платежи).
3. Начальникам структурных подразделений ГТК России в части своей компетенции регулярно представлять предложения по конкретным показателям и значениям критериев риска, а также мерам по их минимизации:
а) по рискам групп "А"-"Е" - ответственным исполнителям по группам рисков;
б) по рискам группы "Ж" - в рабочую группу Комиссии ГТК России по анализу и управлению рисками.
4. Ответственным исполнителям по группам риска по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, обеспечить сбор, анализ и обобщение предложений структурных подразделений ГТК России и вынесение на рассмотрение Комиссии ГТК России по анализу и управлению рисками предложений по конкретным показателям и значениям критериев риска, методам выявления и оценки рисков, а также мерам по минимизации рисков.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
М.В.Ванин
ПОЛОЖЕНИЕ
о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических
операций к группам рисков
1. Настоящее Положение определяет перечень критериев таможенных фискальных рисков (далее - риски), которые могут привести к неуплате таможенных платежей.
2. В настоящем Положении использованы следующие понятия:
риск - вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;
товары риска - перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;
товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
А1. Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза и обеспечивающие поступление наибольших сумм таможенных платежей.
А2. Товары, в отношении которых установлены высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин.
A3. Товары, в отношении которых установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин.
А4. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
Б1. Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные ставки таможенных пошлин.
Б2. Товары, в отношении которых установлены ставки налога на добавленную стоимость в размере 10%, или товары, не облагаемые налогом на добавленную стоимость.
Б3. Товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены тарифные льготы и иные освобождения от таможенных платежей.
Б4. Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отношении товаров, классифицируемых в той же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам.
Б5. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
В1. Товары, заявляемые как происходящие из государств - участников СНГ, в отношении которых представляются большие суммы тарифных преференций.
В2. Товары, заявляемые как происходящие из Союзной Республики Югославия и ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли.
В3. Товары, заявляемые как происходящие из развивающихся и наименее развитых из развивающихся стран и при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации предоставляются большие суммы тарифных преференций.
В4. Товары, в отношении которых имеется информация об отсутствии производства или о несоответствии объемов производства конкретных товаров в стране, заявляемой как страна происхождения товаров, объемам их ввоза в Россию.
_______________
Перечень и состав рисков могут изменяться в соответствии с иными нормативными правовыми документами.
Г1. Расхождение сведений, содержащихся в электронном уведомлении о направленном товаре, поступившем из таможенного органа отправления, документе контроля за доставкой товаров или книжке МДП, со сведениями, заявленными в грузовой таможенной декларации (ГТД), если указанные расхождения приведут к уменьшению величины причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов.
Г2. Заявление в одной ГТД товаров, доставленных в нескольких автотранспортных средствах, вагонах или контейнерах (за исключением наливных, насыпных грузов, товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе).
Г3. Заявление одной партии товаров в нескольких ГТД (дробление партии).
_______________
Под партией товаров понимаются товары, перевозимые на одном транспортном средстве по одной накладной в адрес одного получателя в соответствии с Правилами доставки товаров, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 N 304 "О доставке товаров под таможенным контролем".
Г4. Товары, в отношении которых нормативными правовыми актами ГТК России установлены места их ввоза/вывоза и/или таможенного оформления.
Г5. Представление для таможенного оформления товаров в таможенный орган, отличный от таможенного органа назначения, указанного в документе контроля за доставкой товаров или книжке МДП.
Г6. Отличная от общепринятой (для конкретных товаров) разница между весом брутто и нетто перевозимых товаров.
Г7. Загрузка транспортного средства выше/ниже установленной.
Г8. Вес единицы товара не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров, товара того же класса или вида.
Г9. В одном транспортном средстве и/или в одном упаковочном месте одновременно перевозятся товары, одни из которых относятся к товарам риска, а другие - к товарам прикрытия, при преобладании товаров прикрытия.
Г10. В одном транспортном средстве одновременно перевозятся товары с различными требованиями к условиям перевозки.
Г11. В представленных декларантом для таможенных целей документах содержатся неполные и/или противоречивые сведения, а также сведения, вызывающие сомнения в их достоверности.
Г12. В представленных транспортных и товаросопроводительных документах отсутствуют отметки пограничного пункта пропуска.
Г13. Заявление в ГТД товаров, отнесенных нормативными правовыми актами ГТК России к товарам "риска" или "прикрытия".
Г14. Количество транспортных средств, оформленных сотрудниками таможенного поста или ОТО и ТК таможни, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль на СВХ, превышает пропускную способность данного СВХ (для Москвы и Московской области) (доводится ГТК России).
Г15. Получателями или отправителями товаров являются лица, которые привлекались к ответственности по статьям 276, 277, 278, 279, ч.1, 280, 281, 282, 283, 284 и по делам о нарушении таможенных правил постановления не исполнены (с учетом требований статьи 241 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Г16. Отсутствие у получателя товара учетной карты участника ВЭД.
Г17. Количество ГТД, оформленных одним сотрудником, превышает установленные нормы (доводится ГТК России).
Д1. Величина таможенной стоимости за единицу товара в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России относится к компетенции регионального таможенного управления или ГТК России.
Д2. Фактурная (контрактная) стоимость товара ниже указанной в информационных письмах ГТК России.
Д3. Имеется существенное несоответствие между ценой ввозимого товара и ценой идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида.
Е1. Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, в расчете за единицу товара (веса, количества и т.д.), менее установленной величины.
Ж1. Товары ввозят в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), отличными от договоров купли-продажи.
Ж2. Товары ввозят в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), в которых отсутствуют существенные условия сделки, например не определен предмет договора, отсутствует перечень товаров с указанием количества, цены за единицу каждого товара и т.п.
Ж3. Стороны внешнеторговой сделки являются взаимозависимыми лицами.
_______________
Признаки взаимозависимости лиц приведены в ст.19 (п.2г) Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 10.06.93 N 23, ст.821; Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.95, N 32, ст.3204; 01.01.96, N 1, ст.4; 10.02.97, N 6, ст.709; 15.02.99, N 7, ст.879; 03.05.99, N 18, ст.2221; 29.05.2000, N 22, ст.2263).
Ж4. Одна из сторон внешнеторговой сделки зарегистрирована в офшорной зоне.
Ж5. Одна из сторон внешнеторговой сделки в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом) имеет особый статус, например является дилером, дистрибьютором и т.п.
Ж6. Участниками внешнеторговой сделки являются лица, имеющие в соответствии с правовыми актами ГТК России признаки "фирм-однодневок".
Ж7. Участниками внешнеторговой сделки являются лица, в отношении которых имеется соответствующая информация от правоохранительных, налоговых и/или иных компетентных органов Российской Федерации, зарубежных стран, от международных организаций о противоправной деятельности данных лиц (организаций), их учредителях, фактических владельцах и т.д.
Ж8. Внешнеторговым договором (контрактом) оплата за товар предусмотрена в валюте Российской Федерации, в валюте государств - участников СНГ, клиринговыми валютами, ценными бумагами.
Ж9. Внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрено осуществление платежей через банки, расположенные в оффшорных зонах.
Ж10. Сделки, на которые не распространяется таможенно-банковский валютный контроль и контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок, в том числе сделки, совершаемые по возмездным договорам, в которых отсутствуют расчеты или получение встречного предоставления за перемещаемый товар, например финансовая аренда (лизинг), вклад в уставный капитал, переработка, подряд.
Начальник Главного управления
тарифного и нетарифного регулирования
генерал-лейтенант таможенной службы
А.О.Кудряшев
Текст документа сверен по:
рассылка