Недействующий

О подпрограмме "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы (с изменениями на 30 декабря 2005 года) (утратило силу с 01.01.2006)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящая в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма), включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению жильем в Российской Федерации граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур", граждан, уволенных с военной службы до 1 января 1999 г. и службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военнослужащих, прикомандированных к предприятиям Федерального космического агентства, а также членов их семей. Подпрограмма направлена на создание условий для сохранения коллектива высококвалифицированных специалистов с целью продолжения их трудовой деятельности на предприятиях Федерального космического агентства (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию).

Ведущая роль в реализации российских космических программ принадлежит комплексу "Байконур", расположенному на территории Республики Казахстан. Социальные гарантии по обеспечению жильем на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур", граждан, уволенных с военной службы и службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военнослужащих, прикомандированных к предприятиям Федерального космического агентства, а также членов их семей - важнейший фактор стабилизации социальной обстановки в этом районе (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию).     

Использование комплекса "Байконур" Российской Федерацией является предметом международных соглашений. В состав комплекса входят космодром Байконур и г. Байконур, который является административно-территориальной единицей Республики Казахстан (функционирующей на условиях ее аренды Российской Федерацией). В Российской Федерации г. Байконур имеет статус, соответствующий статусу города федерального значения с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Правовой статус комплекса "Байконур" основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

На территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих, гражданского персонала - граждан Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации. Исполнительную власть на территории комплекса "Байконур" осуществляет администрация г. Байконур, которая на период действия договора аренды формируется Правительством Российской Федерации по представлению главы этой администрации.

Жители г. Байконур - граждане Российской Федерации проживают в арендованных Российской Федерацией жилых помещениях, являющихся собственностью Республики Казахстан, и не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Объекты и имущество комплекса "Байконур" также являются собственностью Республики Казахстан и в соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. переданы в аренду Российской Федерации сроком на 20 лет (до 2014 года включительно).

В Меморандуме между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса "Байконур" от 19 июня 2000 г. отмечается необходимость продления срока аренды комплекса "Байконур".

Численность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в г. Байконур, составляет, по данным администрации г. Байконур, на 1 января 2002 г. 39,8 тыс. человек, или 14400 семей, из которых:

8106 семей гражданских специалистов предприятий Федерального космического агентства, работников бюджетных организаций комплекса и граждан, утративших служебную связь с указанными предприятиями и организациями, граждан, уволенных с военной службы и службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военнослужащих, прикомандированных к предприятиям Федерального космического агентства (находящихся вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию);

5878 семей военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации;

401 семья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

15 семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию).

При этом все российские граждане нуждаются в жилье, так как проживают на территории Республики Казахстан в арендованных жилых помещениях и не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Ассигнования на жилищное строительство для отселяемых с комплекса "Байконур" граждан предусматриваются в федеральном бюджете во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 2005 "Об организации дальнейшего использования космодрома "Байконур" в интересах космической деятельности Российской Федерации".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1509 "О финансировании в 1998-2000 годах жилищного строительства в Российской Федерации для лиц, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также для граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" ассигнования на жилищное строительство предусматриваются с учетом требований постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N 1158 "О мерах по социальной защите населения, проживающего и работающего в закрытых административно-территориальных образованиях".

По данным администрации г. Байконур, финансовые средства на отселение граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, с комплекса "Байконур" в прошедшие годы выделялись в недостаточных объемах.

В 1994-1997 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1018 "О строительстве жилых домов в Российской Федерации для военнослужащих, рабочих и служащих космодрома "Байконур" было предусмотрено строительство 12 тыс. квартир общей площадью 720 тыс. кв. метров, но фактически выделены финансовые средства на строительство 2,5 тыс. квартир общей площадью 150,4 тыс. кв. метров, или 20,9 процента запланированных объемов.

В 1998-1999 годах было предусмотрено строительство 7 тыс. квартир общей площадью 420 тыс. кв. метров, но фактически выделены финансовые средства на строительство 729 квартир общей площадью 30,1 тыс. кв. метров, что составляет 7,2 процента запланированных объемов.

Обеспечение жильем специалистов, отселяемых с комплекса "Байконур", в том числе военнослужащих, осуществлялось без учета возможности их дальнейшего использования в космической отрасли Российской Федерации.

Для решения проблемы обеспечения жильем граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса "Байконур", предполагается предоставлять указанным гражданам за счет средств федерального бюджета безвозмездные субсидии на приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (далее именуются соответственно - субсидии, сертификаты), финансировать строительство жилья с использованием государственных инвестиций, а также привлечь внебюджетные средства.

При решении проблемы обеспечения жильем граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса "Байконур", целесообразно использовать программно-целевой метод, поскольку эта проблема:

имеет межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;

не может быть решена в пределах одного года и требует бюджетных расходов в течение 10-12 лет;

носит комплексный характер и ее решение создаст условия для сохранения высококвалифицированных специалистов и устойчивой работы комплекса "Байконур".