____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 августа 2004 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 года N 401
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности с 11 марта 2004 года переименован в Федеральную службу по атомному надзору. - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральном надзоре России по ядерной
и радиационной безопасности
1. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно-гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) с целью формирования условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
2. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях повышения эффективности государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и исключения дублирования функций Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности может заключать соглашения о взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
4. Основными задачами Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности являются:
а) участие в формировании правовых основ системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
б) разработка, утверждение и введение в действие в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, федеральных норм и правил, определяющих требования в области обеспечения ядерной безопасности, радиационной безопасности (кроме санитарно-гигиенических и природоохранных норм, нормативов, правил и требований в области обеспечения радиационной безопасности), технической безопасности и пожарной безопасности (в части установления требований к элементам и системам по обеспечению ядерной и радиационной безопасности), физической защиты ядерных установок, радиационных источников (источников ионизирующего излучения, содержащих радиоактивные вещества), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее именуются - пункты хранения), ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также требования к системам единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов (далее именуются - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии), иных нормативных документов, регулирующих ядерную, радиационную и техническую (совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России) безопасность в области использования атомной энергии, обязательных для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и определение порядка их применения;
в) лицензирование деятельности в области использования атомной энергии в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
г) организация и осуществление в пределах своей компетенции государственного надзора:
за безопасностью при использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
д) контроль за выполнением международных договоров Российской Федерации в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях в рамках задач, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта;
е) организация научных исследований по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной безопасности, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
ж) информирование государственных органов и населения об изменении состояния ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях;
б) анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и разрабатывает предложения по его совершенствованию;
в) разрабатывает, утверждает и вводит в действие в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;
г) формирует соответствующие разделы утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (кроме санитарно-гигиенических и природоохранных норм, нормативов, правил и требований в области обеспечения радиационной безопасности);
д) выдает в установленном порядке работникам объектов использования атомной энергии (в соответствии с перечнем должностей, определяемым Правительством Российской Федерации) разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии;
е) выдает в установленном порядке эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление деятельности по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, а также иных видов деятельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
ж) устанавливает требования к составу комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или деятельности, на осуществление которой требуется получение разрешений (лицензий) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, и к содержанию входящих в него документов;
з) организует проведение экспертизы безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, в том числе с привлечением независимых экспертов;
и) в пределах своей компетенции организует и осуществляет государственный надзор:
за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (кроме санитарно-гигиенических и природоохранных норм, нормативов, правил и требований в области обеспечения радиационной безопасности);
за выполнением условий действия разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданных Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
за обращением с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизацией и захоронением;
за обеспечением физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
за разработкой и реализацией во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии планов мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и за готовностью организаций к ликвидации их последствий;
за выполнением требований, связанных с обеспечением безопасности, при проектировании (конструировании), изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
к) определяет порядок регистрации систем и оборудования, работающих под давлением, а также стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, находящихся на объектах использования атомной энергии;
л) организует проведение находящимися в его ведении организациями научных исследований по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной безопасности, повышению эффективности государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при использовании атомной энергии, привлекает к проведению соответствующих научных исследований иные научные организации, ученых и специалистов, в том числе иностранных;
м) рассматривает и вносит в установленном порядке предложения по проектам программ (планов) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обоснование и повышение безопасности проектируемых, сооружаемых, реконструируемых и действующих ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
н) организует проведение находящимися в его ведении организациями аттестации и верификации вычислительных программ, создание и ведение банков данных для анализа безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, обеспечения надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
о) устанавливает правила представления в Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности собственниками, владельцами (пользователями) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения информации о нарушениях в работе объектов и отчетов о состоянии их безопасности;
п) определяет порядок проведения работниками Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности расследований обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе объектов использования атомной энергии;
р) участвует в установленном порядке в расследовании обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе объектов использования атомной энергии, влияющих на обеспечение безопасности этих объектов;
с) участвует в разработке требований и условий, исключающих возможность совершения террористических актов на поднадзорных объектах использования атомной энергии;
т) участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
у) организует и обеспечивает деятельность функциональной подсистемы контроля за радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ф) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации международное сотрудничество в целях обеспечения государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также координирует внешнеэкономическую деятельность находящихся в его ведении организаций;
х) осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
ц) представляет в установленном порядке информацию, в том числе оперативную, о состоянии ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению;
ч) обеспечивает в пределах своей компетенции опубликование нормативных правовых актов по вопросам регулирования безопасности в области использования атомной энергии;
ш) организует издание нормативно-технической, информационно-справочной и другой литературы, необходимой для осуществления и совершенствования регулирующей деятельности в области использования атомной энергии;
щ) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, осуществляющих деятельность в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии, утверждает учебные планы и программы;
э) осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых и иных программ;
ю) обеспечивает развитие и функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности в составе Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
6. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности для выполнения возложенных на него задач имеет право:
а) вносить в установленном порядке предложения о разработке проектов федеральных законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и совершенствовании законодательства Российской Федерации в этой области;
б) принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и предписания, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также гражданами при осуществлении ими деятельности в области использования атомной энергии;
в) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, входящих в компетенцию Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;
г) проводить инспекции в пределах своих полномочий (допуск работников на режимные объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке), получать необходимые документы и объяснения по возникающим вопросам;
д) привлекать по согласованию специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для проведения инспекций;
е) привлекать научные и другие компетентные организации и специалистов, в том числе иностранных (на объектах гражданского назначения), для проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или деятельности, на осуществление которой требуется получение разрешений (лицензий) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, для проведения оценки уровня безопасности объектов использования атомной энергии и выполнения иных работ в пределах своих полномочий с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность;
ж) определять порядок проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или деятельности, на осуществление которой требуется получение разрешений (лицензий) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, их полноту и качество;