Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 апреля 2002 года N 300


Об утверждении Положения об организации
инспекционной деятельности таможенных органов
Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 29 октября 2003 года N 1222
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации
(Письмо Минюста России от 25 июля 2002 года N 07/7121-ЮД.)
____________________________________________________________________


В целях эффективного проведения в жизнь таможенной политики Российской Федерации, улучшения таможенного и налогового контроля, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст.2397; 01.01.96, N 1, ст.4; 28.07.97, N 30, ст.3586; 24.11.97, N 47, ст.5341; 15.02.99, N 7, ст.879) и с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.98, N 31, ст.3824; 12.07.99, N 28, ст.3487; 10.01.2000, N 2, ст.134)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, до 1 сентября 2002 года привести правовые акты, регламентирующие деятельность инспекционных подразделений таможенных органов, в соответствие с Положением.

3. Начальникам таможен обеспечить применение Положения в работе инспекционных подразделений таможен.

4. Пресс-службе (И.И.Скибинская) обеспечить освещение настоящего приказа в средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Б.М.Гутину.

Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.Ванин

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 2 апреля 2002 года N 300

     

Положение
об организации инспекционной деятельности
таможенных органов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании статей 180, 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст.2397; 01.01.96, N 1, ст.4; 28.07.97, N 30, ст.3586; 24.11.97, N 47, ст.5341; 15.02.99, N 7, ст.879), пункта 2 статьи 30 и статьи 87_1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.98, N 31, ст.3824; 12.07.99, N 28, ст.3487; 10.01.2000, N 2, ст.134; 07.08.2000, N 32, ст.3341; 31.12.2001, N 53 (часть 1), ст.ст. 5016, 5026; 07.01.2002, N 1 (часть 1), ст.2).

2. Положение устанавливает единые требования к мероприятиям, осуществляемым сотрудниками подразделений таможенной инспекции таможенных органов по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД) в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Российской Федерации либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, и законностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - инспекционная деятельность) и не затрагивает интересы третьих лиц.

3. Положение предназначено для повышения эффективности осуществления контрольных функций таможенных органов, наиболее четкой организации работы подразделений таможенной инспекции в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Цели и задачи инспекционной деятельности

4. Основные цели инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации:

обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;

совершенствование форм и методов таможенного контроля;

увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

5. Цели инспекционной деятельности достигаются путем реализации комплекса следующих задач:

а) в области контрольно-инспекционной деятельности:

изучение практики таможенного, налогового, финансового и валютного контроля, причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет участниками ВЭД установленных таможенных платежей;

разработка и внедрение в практику деятельности таможенных органов механизмов контроля за деятельностью тех участников ВЭД, которые допускают нарушения таможенного законодательства Российской Федерации;

определение текущих и перспективных направлений контроля за деятельностью участников ВЭД;

осуществление анализа эффективности механизмов таможенного контроля;

подготовка руководству ГТК России предложений о своевременном влиянии на негативные процессы в финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД и об устранении недостатков в планировании, организации и осуществлении таможенного контроля подразделениями таможенных органов;

организация проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) в области административно-правовой деятельности:

участие по поручению руководства ГТК России в подготовке проектов правовых актов по вопросам таможенной политики в сфере управления и контроля за деятельностью участников ВЭД;

обобщение результатов инспекционной деятельности и представление на этой основе проектов приказов, распоряжений, иных нормативных правовых актов ГТК России, решений коллегий ГТК России, регулирующих деятельность таможенных органов по вопросам таможенного законодательства Российской Федерации;

создание правовых основ взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и контролирующими органами в части реализации функции инспекционной деятельности;

в) в области информационно-аналитической деятельности:

получение, обработка и систематизация информации о деятельности участников ВЭД на стадиях:

подготовки внешнеэкономических операций (экономическое и правовое обеспечение);

предварительных операций таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

декларирования товаров и транспортных средств;

получения прибыли от результатов внешнеэкономических операций;

выявление типовых моделей и схем внешнеэкономической деятельности, позволяющих уклоняться от полной и своевременной уплаты таможенных платежей;

систематизация и обобщение практики применения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, включая акты Таможенного комитета союзного государства и решения коллегий, и определение на этой основе эффективности применяемого комплекса мер при осуществлении таможенного контроля;

создание информационно-аналитической базы результатов инспекционной деятельности и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для своевременного воздействия на указанные процессы;

г) в области организационной деятельности:

реформирование структурных подразделений таможенной инспекции на основе типовой структуры с подчинением ее непосредственно начальнику таможенного органа;

организация и непосредственное проведение плановых, комплексных, целевых и иных проверок по направлениям, отнесенным к компетенции подразделений таможенной инспекции, привлечение к участию в проверке специалистов других подразделений таможенных органов, иных государственных контролирующих органов;

создание условий для обмена опытом и повышения квалификации сотрудников подразделений таможенной инспекции таможенных органов.

III. Субъекты и объекты инспекционной деятельности

6. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации, осуществляющие таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, а также контроль за деятельностью участников ВЭД и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы, являются субъектами инспекционной деятельности.

7. Объектами инспекционных мероприятий являются:

деятельность участников ВЭД и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы (далее - проверяемые лица);

товары и транспортные средства, перемещенные через таможенную границу Российской Федерации.

Участники ВЭД подлежат постановке на учет в подразделениях таможенной инспекции таможен в соответствии с приказом ГТК России от 31 августа 2000 года N 787 "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2000, рег. номер 2414).

Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами осуществляется в соответствии с приказом ГТК России от 16 июля 2001 года N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885).

     

IV. Технология осуществления инспекционных мероприятий

8. Инспекционные мероприятия направлены на:

выявление и профилактику нарушений таможенного, налогового и валютного законодательств Российской Федерации,

выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей,

разработку новых форм и методов реализации таможенной политики.

Инспекционные мероприятия проводятся в следующих формах:

информационно-аналитические мероприятия,

подготовительные мероприятия,

инспекционные мероприятия.

9. Информационно-аналитические мероприятия включают:

а) обработку информации, имеющейся в таможенных органах, по следующим направлениям:

контроль правомерности предоставления преференций и льгот;

контроль за правильностью заявления таможенной стоимости;

контроль соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

контроль кода ТН ВЭД России товара и правильности классификационных решений по кодированию товаров;

контроль деятельности лиц, лицензируемой таможенными органами;

контроль за достоверностью декларирования товаров, соблюдением порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с условиями заявленных таможенных режимов;

контроль за лицами - импортерами товаров, ввоз которых сопряжен с наибольшими нарушениями законодательства Российской Федерации (с указанием кода ТН ВЭД России товара);

контроль за соблюдением порядка помещения товаров на ответственное хранение и наличием товара в заявленном месте хранения;

последующий контроль за законностью поступления импортных товаров и транспортных средств на внутренний рынок Российской Федерации;

контроль за соблюдением налогового и валютного законодательства Российской Федерации экспортерами;

участие в комплексных межведомственных проверочных мероприятиях;

б) анализ результатов контроля за деятельностью участников ВЭД и лиц, чья деятельность лицензируется таможенными органами;

в) анализ результатов взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами (в части информационного обмена);

г) создание правовых основ для совместной деятельности с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами и участие в разработке совместных нормативных правовых актов в части информационного обмена;