МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 марта 2002 года N 98


Об отраслевой программе "Реорганизация сети психиатрической
помощи в Российской Федерации
(2003-2008 годы)"



В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и в соответствии с решением коллегии Минздрава России от 11 декабря 2001 года (протокол N 20) "О проекте отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)",

приказываю:

1. Утвердить отраслевую программу "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" (приложение N 1).

2. Создать Дирекцию отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" (приложение N 2).

3. Назначить руководителем Дирекции отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

4. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению ежегодно предусматривать финансовое обеспечение реализации отраслевой программы "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)" в части средств, выделяемых из федерального бюджета.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
 Ю.Л.Шевченко

     

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 27.03.2002  N 98

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Реорганизация сети психиатрической помощи в
Российской Федерации (2003-2008 годы)"

Паспорт программы

  

  

  

Наименование программы -

Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)

Основание для разработки Программы

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185 - 1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 383 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 гг)". Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387. Решение Коллегии Минздрава России от 20-21 марта 2001 года протокол N 6 "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года".

Дата утверждения Программы

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2002 N 98

Заказчик Программы

- Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программы

- Министерство здравоохранения Российской Федерации

  

- ЗАО "ГИПРОЗДРАВ - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха"

Цель и задачи программы

Цель программы

  

- разработка стратегии организации и развития психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации, включающих:

  

- проведение плановой децентрализации стационарной и внебольничной психиатрической помощи в стране,

  

- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах, расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи за счет увеличения числа дневных стационаров, ЛТМ, общежитий, психоневрологических диспансеров и кабинетов, максимально приближенных к населению.

  

Задачи программы

  

- Паспортизация существующих учреждений на территории субъекта Российской Федерации с пообъектным анализом пригодности существующих зданий с учетом соответствия площадей санитарным нормативам.

  

- Разработка пообъектных предложений по приведению существующей материально-технической базы к стандартам, установленным для 6 типов территорий, выделенных по медико-географическим данным.

  

- Разработка рекомендаций по подбору проектов блок-модулей подразделений для каждого объекта.

  

- Разработка рекомендаций по очередности строительства и реконструкции объектов.

Сроки и этапы реализации Программы

- 2003-2008 гг.

  

- Первый этап (2003 - 2004 годы) - подготовка и реализация предложений по реорганизации сети учреждений психиатрической помощи в территориях-представителях каждого из 6 типов и, одновременно, по одной территории из каждого Федерального округа.

  

- Второй этап (2005 - 2008 годы) - подготовка и реализация предложений по реорганизации сети учреждений психиатрической помощи по остальным субъектам Российской Федерации

Перечень основных мероприятий Программы

- Определение пригодности существующей сети учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, с учетом их максимального приближения к населению,

  

- проведение пообъектного анализа зданий на их соответствие санитарным нормам,

  

- разработка проектов территориальных стандартов с приведением сети и структуры учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, к стандартам, разработанным для 6 типов территорий Российской Федерации,

  

- реализация проектов территориальных стандартов в территориальных Программах неотложных мер развития психиатрической помощи.

Основные исполнители Программы

- Министерство здравоохранения Российской Федерации.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объемы и источники финансирования Программы

- Общий объем финансирования Программы в 2003 -2008 годах составляет 42,4 млн. рублей, в т.ч.:

  

- затраты на паспортизацию существующих учреждений - 7,0 млн. руб.,

  

- затраты на пообъектный анализ пригодности зданий - 8,3 млн. руб.,

  

- затраты на формирование территориального стандарта 9,5 млн. руб.,

  

- затраты на разработку пообъектных предложений по новому строительству и реконструкции - 8,3 млн. руб.,

  

- затраты на подбор модулей, определение очередности и ориентировочной стоимости реконструкции сети 8,3 млн. руб.

  

Затраты на реализацию мероприятий первого этапа составляют - 4,52 млн. руб., второго этапа - 37,86 млн. рублей.

  

Источники финансирования Программы: Федеральные бюджетные и внебюджетные средства - 12,1 млн. рублей. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предусмотреть бюджетные и внебюджетные средства в размере 30,3 млн.рублей.

Ожидаемые конечные

  

результаты реализации Программы

- Корректировка по унифицированной методике территориальных Программ неотложных мер развития психиатрической помощи по разделам:

  

- Реорганизация сети учреждений с целью приближения помощи к населению.

  

- Использование блок-модулей для нового строительства и реконструкции существующих учреждений.

  

- Рациональное использование бюджетных средств на капитальное строительство и реконструкцию учреждений.

  

- Повышение качества оказания психиатрической и психотерапевтической помощи за счет децентрализации стационарной психиатрической помощи, усиления ее амбулаторного звена и использования стационарозамещающих технологий.

Система организации контроля за исполнением Программы

- Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Принятие Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N  3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 года, явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.

Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.606), которым утверждены положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.

Реализация Программы требует принятия первоочередных экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе и других.

За последние 7 лет число лиц, впервые признанных в течение года инвалидами, вследствие психических расстройств в Российской Федерации увеличилось более чем на 50%, из которых 80% составляют инвалиды I -II групп. Исходя из этого, укрепление материально-технической базы стационарной и внебольничной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, должно быть направлено на создание учреждений профилактического типа.

Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. В связи с остановкой специализированного производства на обычных предприятиях и предприятий, поддерживавших в прошлом через систему заказов внебюджетное финансирование деятельности лечебно - трудовых мастерских (ЛТМ) при психиатрических учреждениях, происходит значительное сокращение объема трудовой терапии. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.

Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно, что в значительной мере связано с непропорциональным распределением сети специализированных учреждений и подразделений. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 2000 специалистов по социальной работе, 9500 социальных работников. Создание условий для работы этих специалистов позволит во многом решить кадровую проблему.

Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости приложить серьезные усилия к укреплению материально-технической базы психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного электроснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен.

Необходимость реорганизации сети психиатрической помощи в России обусловлена не только чрезмерной централизацией коечного фонда в крупных психиатрических стационарах, но также неудовлетворительным состоянием материальной базы этих стационаров и слабым развитием полустационарных и других внебольничных форм организации психиатрической помощи.

С учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 05.11.97 N 1387, в 1999 году Минздравом России разработаны и направлены для использования в субъектах Российской Федерации соответствующие методические рекомендации.

Однако, как показывает практика, без целенаправленного методического и технического руководства со стороны Минздрава России в субъектах Российской Федерации мероприятия, предусмотренные в решении Коллегии Министерства "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" - не могут быть выполнены в необходимом объеме.

Прежде всего, требуется внедрение стандартов в области сетевого планирования и проектирования учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, разработанных Минздравом России для 6 типов территорий. На первом этапе (2002-2004 годы) экспериментальная разработка таких стандартов для ряда конкретных территорий (по одной для каждого Федерального округа России), позволила бы создать перспективу улучшения материально-технической базы для всей психиатрической службы страны, традиционно находящейся в неблагополучном состоянии.

Следует учесть, что в последние годы в Минздрав России с предложениями об улучшении материально - технической базы психиатрической службы в России обращается проводящий инспекцию психиатрических учреждений на территории страны Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Совета Европы.

По информации, полученной в 2000 году от администрации субъектов Российской Федерации, в программе неотложных мер развития психиатрической помощи в масштабе России готовы принять участие 41 субъект Российской Федерации. С учетом того, что в настоящее время в 75 субъектах Российской Федерации реализуются или разрабатываются территориальные программы развития психиатрической помощи, реализация отраслевой программы может сыграть значительную роль в их поддержке и своевременной коррекции, служить основой для долгосрочного планового развития психиатрической службы на территории.

2. Основные цели и задачи, сроки и
этапы реализации Программы


Программа предназначена для реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части обеспечения гарантируемого государством современного уровня и качества психиатрической помощи.

Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, Программа устанавливает стратегические и тактические цели и задачи, которые реализуются поэтапно.

Основной целью Программы является:

- разработка стратегии организации и развития психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации, включающих:

- проведение плановой децентрализации стационарной и внебольничной психиатрической помощи в стране,

- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах,

- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи за счет увеличения числа дневных стационаров, ЛТМ, общежитии, психоневрологических диспансеров и кабинетов, максимально приближенных к населению.

Задачи программы:

- Паспортизация существующих учреждений на территории субъекта Российской Федерации с пообъектным анализом пригодности существующих зданий с учетом соответствия площадей санитарным нормативам.

- Разработка пообъектных предложений по приведению существующей материально-технической базы к стандартам, установленным для 6 типов территорий.

- Разработка рекомендаций по подбору проектов блок-модулей подразделений для каждого объекта.

- Разработка рекомендаций по очередности строительства и реконструкции объектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»