РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
 в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка  



Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

ссылаясь на Каракасскую декларацию, единогласно принятую шестым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

ссылаясь также на резолюцию 35/171 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1980 года, в которой Ассамблея одобрила Каракасскую декларацию и настоятельно призвала выполнить принятые шестым Конгрессом рекомендации, касающиеся новых перспектив международного сотрудничества в области предупреждения преступности в контексте развития,

ссылаясь далее на резолюцию 36/21 Генеральной Ассамблеи от 9 ноября 1981 года, в которой седьмому Конгрессу предлагалось рассмотреть существующие и возникающие тенденции в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью определения новых руководящих принципов в отношении будущего направления деятельности в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте потребностей развития и целей Международной стратегии развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций и нового международного экономического порядка, принимая во внимание политические, экономические, социальные и культурные условия и традиции каждой страны и необходимость того, чтобы предупреждение преступности и системы уголовного правосудия отвечали принципам социальной справедливости,

принимая во внимание резолюцию 1982/29 Экономического и Социального Совета от 4 мая 1982 года, в которой Совет утвердил предварительную повестку дня седьмого Конгресса, поощрил правительства осуществлять подготовку к Конгрессу всеми соответствующими средствами и просил Генерального секретаря принять все необходимые меры по обеспечению успешного проведения работы по подготовке Конгресса, а также успешного проведения самого Конгресса,

принимая во внимание также резолюции 3201 (S-VI) и 3202 (S-VI) Генеральной Ассамблеи от 1 мая 1974 года, содержащие Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка, который является одной из главных гарантий создания лучших условий, позволяющих всем народам жить достойной жизнью,

учитывая далее, что Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций провозглашает, что конечная цель развития состоит в постоянном повышении благосостояния всего населения на основе его полного участия в процессе развития и справедливого распределения связанных с ним благ,     

подчеркивая ответственность за предупреждение преступности, принятую на себя Организацией Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 415 (V) Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1950 года, которая была подтверждена Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 731 Е (XXVIII) от 30 июля 1959 года и 830 D (XXXVII) от 2 августа 1961 года, а также ответственность за развитие и укрепление международного сотрудничества в этой области в соответствии с резолюциями Ассамблеи 3021 (XXVII) от 18 декабря 1972 года, 32/59 и 32/60 от 8 декабря 1977 года, 35/171 от 15 декабря 1980 года и 36/21 от 9 ноября 1981 года,

принимая во внимание также важность сохранения мира как условия для развития и темой Конгресса было "предупреждение преступности во имя свободы, справедливости, мира и развития" международного сотрудничества, а также то обстоятельство, что,

будучи обеспокоен ростом и серьезным характером преступности во многих районах мира, в том числе традиционных и нетрадиционных форм преступности, которые отрицательно сказываются на качестве жизни,

считая, что преступность, особенно в своих новых формах и масштабах, серьезно подрывает процесс развития многих стран и их международные связи, что, в частности, ставит под угрозу достижение целей Международной стратегии развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций и установление нового международного экономического порядка,

отмечая, что задача системы уголовного правосудия состоит в том, чтобы содействовать защите основных ценностей и норм общества,

сознавая также важность повышения эффективности и действенности систем уголовного правосудия,

отмечая также, что в целях эффективного ограничения ущерба, причиняемого современными экономическими и нетрадиционными преступлениями, программные меры должны основываться на комплексном подходе с основным акцентом на уменьшении возможностей для совершения преступлений, а также укреплении противостоящих им норм и концепций,

сознавая важность мероприятий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые охватывают политику, процессы и учреждения, предназначенные для борьбы с преступностью и обеспечения равного и справедливого обращения со всеми лицами, вовлеченными в процесс уголовного правосудия,

учитывая, что включение политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в процесс планирования может способствовать улучшению условий жизни народов мира, содействовать обеспечению равноправия и социальной безопасности, повысить эффективность мероприятий по предупреждению преступности, прежде всего в связи с такими аспектами, как урбанизация, индустриализация, образование, здравоохранение, рост численности населения и миграция, жилищное строительство и социальное обеспечение, а также существенно сократить социальные издержки, прямо или косвенно связанные с предупреждением преступности и борьбой с ней, путем обеспечения социальной справедливости, уважения человеческого достоинства, свободы, равенства и безопасности,

будучи убежден, что следует уделять должное внимание предупреждению преступности и уголовному правосудию и соответствующим процессам, в том числе таким вопросам, как судьба жертв преступлений, роль молодежи в современном обществе и применение принципов и норм Организации Объединенных Наций,

признавая, что разработка новых руководящих принципов может содействовать повышению роли предупреждения преступности и уголовного правосудия в культурном и политическом развитии, чего следует добиваться на различных этапах планирования, осуществленного на местном, национальном, субрегиональном и межрегиональном уровнях,

признавая настоятельную необходимость повышения эффективности международного сотрудничества между правительствами с учетом того, что международные и национальные экономические и социальные системы тесно взаимосвязаны и становятся все более взаимозависимыми и что преступность, как все более острая социально-политическая проблема, может выходить за рамки национальных границ,

1. подтверждает руководящую роль Организации Объединенных Наций в международном сотрудничестве в области предупреждения преступности, уголовного правосудия и обращения с правонарушителями в более широком контексте развития и нового международного экономического порядка;

2. рекомендует Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, содержащиеся в приложении к настоящей резолюции, для осуществления соответственно на национальном, региональном и международном уровнях, с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий и традиций каждой страны на основе принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела;

3. предлагает правительствам при разработке соответствующего законодательства и программных директив основываться на руководящих принципах, содержащихся в приложении к настоящей резолюции;

4. предлагает также государствам-членам систематически контролировать мероприятия, проводимые в целях обеспечения координации усилий при планировании и осуществлении эффективных и гуманных мер, направленных на уменьшение социальных издержек преступности и ее отрицательных последствий для процесса развития, а также искать новые возможности международного сотрудничества в этой области;

5. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные и международные учреждения, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, специализированные учреждения и другие подразделения в рамках системы Организации Объединенных Наций, прочие заинтересованные межправительственные организации и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, принимать активное участие в осуществлении этих руководящих принципов;

6. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть необходимые пути и средства обеспечения соответствующих мер по выполнению настоящей резолюции;

7. просит Генерального секретаря принять надлежащие меры для обеспечения максимально широкого распространения этих руководящих принципов, включая активизацию информационной деятельности в этой области;

8. просит также Генерального секретаря в ходе его нынешнего обзора существующих первоочередных задач и программ усилить деятельность, связанную с предупреждением преступности и уголовным правосудием, в целях повышения эффективности международного сотрудничества в этой области, включая оказание технической помощи странам, которые обратились с просьбой об этом, региональные и субрегиональные программы подготовки кадров, научные исследования и обмен информацией;

9. просит далее Генерального секретаря подготовить доклад об осуществлении настоящей резолюции для рассмотрения Генеральной Ассамблеей;

10. предлагает Экономическому и Социальному Совету и Генеральной Ассамблее в первоочередном порядке рассмотреть вышеупомянутые вопросы.

Приложение  

 

     

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ И НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

     

     

А. Предупреждение преступности и новый международный экономический порядок

          
Международный порядок и национальные структуры

1. Ввиду взаимосвязи между предупреждением преступности, развитием и новым международным экономическим порядком изменения в социально-экономической структуре должны сопровождаться надлежащими реформами в области уголовного правосудия, обеспечивающими соответствие пенитенциарной системы основным ценностям и целям общества, а также устремлениям международного сообщества.

Новый международный экономический порядок и индивидуальные гарантии

2. Справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия является необходимым условием осуществления основных прав человека гражданами всех стран. Она способствует созданию равных возможностей в области экономической, социальной и культурной жизни. В этой связи следует поощрять международное сотрудничество в целях содействия сбалансированному экономическому развитию государств-членов на основе перестройки международной экономической системы, уделяя должное внимание аспектам предупреждения преступности и обеспечения надлежащего функционирования системы уголовного правосудия.

Задачи в области развития и устранение причин несправедливости

3. Одна из основных целей установления нового международного экономического порядка должна состоять в осуществлении задач развития личности, включая предупреждение преступности. В этом контексте при разработке политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия следует принимать во внимание структурные, в том числе социально-экономические, причины несправедливости, одним из проявлений которой является преступность.


Новые направления и подходы

4. На национальном и международном уровнях следует изучать новые направления и подходы, касающиеся концепций, мер, процедур и учреждений в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.


Отношения между государствами

5. В соответствии с целями Организации Объединенных Наций государства-члены в своих отношениях с другими государствами должны воздерживаться от таких действий, которые наносят ущерб развитию других стран, приводят к массовым страданиям людей и даже смерти. В ходе таких отношений государства-члены должны поддерживать по мере своих возможностей все усилия и меры, способствующие предупреждению преступности и уголовному правосудию, содействуя тем самым развитию и прогрессу этих стран.


Особо опасные преступления

6. Предупреждение преступности как глобального явления должно не ограничиваться общими видами преступности, а распространяться и на такие деяния, которые являются особо опасными, например экономические преступления, экологические преступления, незаконный оборот наркотиков, терроризм, апартеид, а также аналогичные по своей тяжести преступления, связанные с посягательством на правопорядок и внутреннюю безопасность в особо серьезных масштабах. К этим деяниям относятся преступления, в которых прямо или косвенно участвуют государственные и частные учреждения, организации и отдельные лица.


Защита от преступлений в промышленности

7. Учитывая особенности современного высоко развитого индустриального общества и роль, которую играют растущая индустриализация и научно-технический прогресс, необходимо обеспечить особую защиту от преступной небрежности в вопросах здравоохранения, условий труда, освоения природных ресурсов и окружающей среды, а также обеспечения потребителей товарами и услугами.

Экономические преступления

8. Следует в необходимой степени пересмотреть и сделать более строгими законы, регулирующие деятельность коммерческих предприятий, в целях обеспечения их эффективности в вопросах предупреждения и расследования экономических преступлений, а также судебного преследования в связи с ними. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о поручении разбирательства сложных дел, касающихся экономических преступлений, тем судьям, которые знакомы с порядком ведения отчетности и другими коммерческими процедурами. Соответствующую подготовку должны также получать должностные лица и органы, занимающиеся предупреждением и расследованием экономических преступлений, а также судебным преследованием в связи с ними.

Вопросы, касающиеся ответственности юридических лиц

9. Государства-члены должны рассмотреть вопрос о предусмотрении уголовной ответственности не только для лиц, действовавших от имени какого-либо учреждения, корпорации или предприятия или выполняющих руководящие или исполнительные функции, но и для самого учреждения, корпорации или предприятия путем выработки соответствующих мер предупреждения их возможных преступных действий и наказания за них.

Надлежащие меры наказания

10. Следует делать все возможное для обеспечения равнозначных мер наказаний за экономические и традиционные преступления сопоставимой серьезности на основе соответствующей политики и практики осуждения правонарушителей, с тем чтобы устранить всякое несоответствие в санкциях, применяемых за традиционные преступления против собственности и новые виды экономических преступлений. Учитывая это, следует предусмотреть более действенные санкции и меры наказания за экономические преступления в тех случаях, когда существующие меры не соответствуют масштабам и серьезности таких правонарушений.

Ущерб и финансовое положение

11. При определении характера и строгости мер наказания за экономические преступления и связанные с ними правонарушения следует учитывать степень как фактического, так и потенциального ущерба от правонарушения и степень вины правонарушителя. Экономические санкции, в частности строгие меры экономического воздействия, следует дифференцировать таким образом, чтобы обеспечивать равнозначные меры наказания как для необеспеченных, так и обеспеченных правонарушителей, учитывая при этом финансовое положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Санкции и правовые меры должны быть направлены в первую очередь на ликвидацию любых выгод финансового и экономического характера, полученных в результате таких преступлений.

Компенсация жертвам

12. Следует принять необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты, включая компенсацию за ущерб, причиненный им в результате преступлений.

В. Национальное развитие и предупреждение преступности

Развитие, мир и справедливость

13. Развитие, направленное на ускорение экономического роста и социального прогресса и на обеспечение мира во всем мире и социальной справедливости на основе всеобъемлющего и комплексного подхода, следует планировать и надлежащим образом осуществлять с учетом влияния различных факторов, в том числе справедливой политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Предупреждение преступности и планирование

14. Комплексная и скоординированная политика в области предупреждения преступности и уголовного правосудия должна не только предусматривать уменьшение ущерба, наносимого традиционными и новыми видами преступности отдельным лицам и обществу в целом, но и при необходимости содействовать обеспечению гарантий равноправного и полного участия общества в процессе развития, повышая тем самым эффективность национальных планов, программ и мероприятий в области развития.

Систематический подход

15. Предупреждение преступности и уголовное правосудие следует рассматривать не как изолированные проблемы, которые решаются упрощенческими и непоследовательными методами, а скорее как сложные и широкие направления деятельности, требующие систематических стратегий и дифференцированных концепций, учитывающих:

a) социально-экономические, политические и культурные условия общества, в котором они осуществляются;

b) степень развития с особым акцентом на изменениях, которые происходят в настоящее время и, вероятно, произойдут в будущем, а также связанных с ними требований;

с) соответствующие традиции и обычаи при максимальном и эффективном использовании возможностей местного населения.

Комплексный или скоординированный подход к планированию

16. Свои национальные планы государствам следует составлять на основе глобального, межсекторального и комплексного или координированного подхода, определяя при этом краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Это даст возможность оценивать результаты осуществления принятых решений, ослаблять их возможные отрицательные экономические и социальные последствия, уменьшать возможности для совершения преступлений, расширяя при этом возможности удовлетворения потребностей законным путем.

Исследования тенденций и социальных последствий

17. Проекты и программы в области развития, которые должны планироваться и осуществляться с учетом местных, региональных и национальных условий, следует основывать на достоверных оценках текущих и будущих социально-экономических тенденций, включая тенденции в области преступности, и на исследованиях социальных последствий программных решений и капиталовложений. В технико-экономических обоснованиях, которые, как правило, содержат соображения экономической эффективности, следует учитывать также социальные факторы и дополнять их исследованием возможных последствий таких проектов, способствующих появлению преступности, включая альтернативные стратегии их предотвращения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»