Генеральная Ассамблея,
учитывая важность достижения всеми государствами быстрого прогресса в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями ввиду значительного увеличения числа преступлений, включая новые формы преступлений, во многих районах мира,
считая, что преступность, в контексте социальных отношений, препятствует целостному развитию государств, наносит ущерб духовному и материальному благосостоянию всех людей, ущемляет человеческое достоинство и создает атмосферу страха и насилия, которая ставит под угрозу личную безопасность и ухудшает качество жизни,
считая, что международное сообщество должно предпринимать согласованные систематические усилия для координации интенсификации технического и научного сотрудничества и политики в области предупреждения преступности в рамках политического, экономического, социального и культурного развития,
напоминая об ответственности за предупреждение преступности, принятой на себя Организацией Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 415 (V) Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1950 года, которая была подтверждена в резолюциях 731 F (XXVIII) от 30 июля 1959 года и 830 D (XXXII) от 2 августа 1961 года Экономического и Социального Совета, а также об ответственности за содействие и укрепление международного сотрудничества в этой области в соответствии с резолюцией 3021 (XXVII) Ассамблеи от 18 декабря 1972 года,
учитывая свои резолюции 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 года, содержащую Декларацию социального прогресса и развития, 3201 (S-VI) и 3202 (S-VI) от 1 мая 1974 года, содержащие Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка, 3281 (XXIX) от 12 декабря 1974 года, содержащую Хартию экономических прав и обязанностей государств, 3362 (S-VII) от 16 сентября 1975 года о развитии и международном экономическом сотрудничестве и 35/56 от 5 декабря 1980 года, в приложении к которой содержится Международная стратегия развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций,
ссылаясь на свои резолюции 32/59 и 32/60 от 8 декабря 1977 года, в которых отмечается важность конгрессов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
признавая роль усилий Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и необходимость укрепления этой роли, особенно на региональном уровне, с тем чтобы обеспечить эффективное применение соответствующих соглашений и более систематическое и эффективное функционирование технических консультативных и координационных служб Организации Объединенных Наций,
рассмотрев доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в Каракасе 25 августа - 5 сентября 1980 года,
подчеркивая важность работы шестого Конгресса Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и подчеркивая дух сотрудничества и достигнутый прогресс,
1. с удовлетворением принимает к сведению доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
2. одобряет Каракасскую декларацию, содержащуюся в этом докладе и утвержденную консенсусом на шестом Конгрессе Организации Объединенных Наций и приводимую в приложении к настоящей резолюции;
3. подтверждает, что вопрос о предупреждении преступности и уголовном правосудии следует рассматривать в контексте экономического развития, политической, социальной и культурной систем и социальных ценностей и перемен, а также в контексте нового международного экономического порядка;
4. просит Генерального секретаря предпринять необходимые шаги для обеспечения достаточных ресурсов, с тем чтобы Секция по предупреждению преступности и уголовному правосудию Центра Секретариата по социальному развитию и гуманитарным вопросам могла выполнять свои функции в соответствии со своим мандатом и рекомендациями шестого Конгресса Организации Объединенных Наций;
5. просит также Генерального секретаря предпринять такие шаги, которые могут быть целесообразными для необходимого укрепления деятельности, особенно на региональном и субрегиональном уровнях, с учетом конкретных потребностей каждого региона, включая создание институтов для научных исследований, подготовки кадров и оказания технической помощи в тех регионах, где их нет, а также укрепление существующих институтов с целью содействия международному сотрудничеству в области предупреждения преступности;
6. настоятельно призывает Генерального секретаря осуществить на практике выводы о новых перспективах международного сотрудничества в области предупреждения преступности, утвержденные шестым Конгрессом Организации Объединенных Наций;
7. призывает все соответствующие организации системы Организации Объединенных Наций принять необходимые меры для обеспечения согласованных и постоянных усилий по осуществлению принципов, содержащихся в Каракасской декларации;
8. предлагает правительствам постоянно прилагать усилия по реализации принципов, содержащихся в Каракасской декларации, и других соответствующих резолюций и рекомендаций, принятых шестым Конгрессом Организации Объединенных Наций, с учетом экономических, социальных, культурных и политических условий каждой страны;
9. просит далее Генерального секретаря распространить доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций среди государств-членов и межправительственных организаций с целью обеспечения его самого широкого распространения и укрепления информационной деятельности в этой области;
10. предлагает Генеральному секретарю представить Генеральной Ассамблее на ее тридцать шестой сессии доклад о мерах, принятых по осуществлению настоящей резолюции;
11. постановляет включить в предварительную повестку дня своей тридцать шестой сессии пункт, озаглавленный "Предупреждение преступности и уголовное правосудие и развитие".
96-е пленарное заседание,
15 декабря 1980 года
Приложение
Каракасская Декларация
Шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
учитывая важность достижения всеми государствами быстрого прогресса в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями ввиду значительного увеличения числа преступлений, включая новые формы преступлений, во многих районах мира,
считая, что преступность в контексте социальных отношений препятствует целостному развитию государств, наносит ущерб духовному и материальному благосостоянию всех людей, ущемляет человеческое достоинство и создает атмосферу страха и насилия, которая ухудшает качество жизни,
считая, что международное сообщество должно предпринимать согласованные и систематические усилия для координации и интенсификации технического и научного сотрудничества и политики в области предупреждения преступности в рамках социального, культурного, политического и экономического развития,
признавая роль усилий, предпринимаемых Организацией Объединенных Наций на международном уровне в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями,
считая, что, по общему мнению, необходимо укрепить данную роль на международном и, в первую очередь, на региональном уровнях с целью обеспечения подлинной эффективности соглашений в этой области и более систематического и эффективного функционирования ее вспомогательных служб оценки и координации,
приветствуя дух сотрудничества и прогресс, достигнутый в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями в ходе шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
1. провозглашает следующие принципы:
1. Успех систем уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступлений и трудностей, которые возникают при отправлении уголовного правосудия, зависит, в первую очередь, от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни во всем мире; поэтому необходим пересмотр традиционных стратегий борьбы с преступностью, основанных исключительно на юридических критериях.
2. Предупреждение преступности и уголовное правосудие следует рассматривать в контексте экономического развития, политических систем, социальных и культурных ценностей и социальных преобразований, а также в контексте нового международного экономического порядка.
3. В первоочередном порядке следует решить очень важный вопрос о том, чтобы в программах в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями обязательно учитывались социальные, культурные, политические и экономические условия, существующие в каждой стране, чтобы они осуществлялись в атмосфере свободы и уважения прав человека и чтобы государства-члены создали эффективный потенциал в целях разработки и планирования политики в области уголовного правосудия и всесторонней координации политики в области предупреждения преступности со стратегией социального, экономического, политического и культурного развития.
4. Необходимо развивать научные исследования, принимая во внимание условия и первоочередные задачи каждой страны или региона.
5. Государствам-членам следует обеспечить, чтобы лица, на которых лежит ответственность за функционирование системы уголовного правосудия на всех уровнях, обладали надлежащей квалификацией для выполнения стоящих перед ними задач и осуществляли их независимо от интересов каких-либо групп или личных интересов.
6. Политика в области уголовного правосудия и система отправления правосудия должны основываться на принципах, гарантирующих равенство всех перед законом без какой-либо дискриминации, эффективность права обвиняемого на защиту и наличие судебных органов, способных обеспечить быстрое и справедливое отправление правосудия, а также предоставлять всем максимальную безопасность и охрану прав и свобод.
7. Необходимо вести постоянный поиск новых подходов и разрабатывать более совершенные методы в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, и с этой целью уголовное право должно развиваться таким путем, который позволит ему играть важную и эффективную роль в создании стабильных социальных условий, с тем чтобы не допустить угнетения и незаконных действий.
8. Семья, школа и труд должны играть важную роль в содействии разработке социальной политики и позитивных подходов, которые будут способствовать предупреждению преступности, и эти факторы следует учитывать в ходе национального планирования и разработки политики в области уголовного правосудия и программ по предупреждению преступности.
9. Принимая во внимание существенную роль Организации Объединенных Наций в деле развития международного сотрудничества и разработки норм и руководящих принципов политики в области борьбы с преступностью, важно, чтобы Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет обеспечили принятие соответствующих мер для укрепления по мере необходимости деятельности компетентных органов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, особенно деятельности на региональном и субрегиональном уровнях с учетом специфических потребностей различных регионов, включая создание институтов для научных исследований, подготовки кадров и оказания технической помощи в тех регионах, где их нет, и укрепление уже существующих институтов, а также для осуществления решений шестого Конгресса Организации Объединенных Наций, в том числе и решений, относящихся к новым перспективам международного сотрудничества в области предупреждения преступности, обеспечив тем самым эффективное сотрудничество всех органов Организации Объединенных Наций с Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней в деле осуществления соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи.
2. предлагает Генеральной Ассамблее, учитывая значение, которое государства - участники шестого Конгресса Организации Объединенных Наций придают положениям настоящей Декларации, при ближайшей возможности предпринять надлежащие действия в соответствии с данной Декларацией.
Текст документа сверен по:
"Сборник стандартов и норм ООН
в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия".
ООН; Нью-Йорк, 1992