Действующий

Об утверждении типового порядка взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита (с изменениями на 5 августа 2002 года)

II. Общая организация взаимодействия

7. Для выбора объектов (лиц) Проверки подразделения осуществляют действия, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, а также обработку, обобщение и анализ практики проведения таможенного контроля, информации, имеющейся в таможенных органах и полученной из других правоохранительных и контролирующих органов, выявляют зоны повышенного риска во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на которых выявлены неоднократные нарушения таможенного законодательства, в том числе связанные с переводом валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, с осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, наиболее активные пути и способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и Союзного государства, определяют товары, являющиеся прикрытием для нелегально ввозимой продукции. Если по результатам аналитической работы у подразделений имеются достаточные основания полагать о несоблюдении или соблюдении не в полной мере законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то они формируют список объектов (лиц), в отношении которых целесообразно проведение Проверки.

Указанный список направляется ежемесячно (в случае, не терпящем отлагательства, по необходимости) в виде служебной записки в подразделение управления таможенной инспекции для принятия решения о необходимости проведения Проверки. К списку, в котором необходимо указать сведения об объектах (лицах) (наименование, код ОКПО, ИНН), информацию, обосновывающую необходимость проведения Проверки, прилагают комплекты документов, на основании которых проводился анализ. Если какое-либо лицо  включено в список по поручению вышестоящего таможенного органа, комплекты документов не прилагаются, а в списке дается соответствующее пояснение.

Подразделение управления таможенной инспекции рассматривает полученные материалы и дает заключение о целесообразности проведения Проверки. Решение  о проведении Проверки принимает: в ГТК России - начальник Управления таможенной инспекции, в РТУ, таможне - начальник РТУ или начальник таможни соответственно.

Если основания для проведения Проверки недостаточно мотивированы, подразделение управления таможенной инспекции в течение десяти дней со дня получения указанных материалов информирует об этом подразделение, направившее их, с указанием причин нецелесообразности ее проведения. В случае если проведение Проверки было поручено вышестоящим таможенным органом, информация о нецелесообразности ее проведения сообщается ему незамедлительно.

8. При необходимости получения дополнительной информации о проверяемых лицах подразделения могут запрашивать любую информацию, касающуюся внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов.

При подготовке к Проверке подразделение управления таможенной инспекции таможенного органа может направлять в структурные подразделения таможенного органа, курируемые по направлениям деятельности ГУБК, УСБ, запросы о наличии оперативно значимой информации, имеющей значение для принятия решения о проведении Проверки и ее непосредственного проведения, в отношении проверяемого лица. Ответ на запрос должен быть направлен в течение пяти дней со дня его получения. При наличии такой информации с указанными подразделениями согласуется план проведения Проверки, в котором обосновывается необходимость привлечения сотрудников этих подразделений к Проверке.

9. Привлечение сотрудников (специалистов) подразделений к проведению Проверки, в том числе для ее оперативного сопровождения, осуществляется по запросу начальника подразделения управления таможенной инспекции по согласованию: в ГТК России - с начальником соответствующего Управления, в РТУ и таможне - с курирующим заместителем начальника РТУ или таможни соответственно. Начальник подразделения, получив запрос о направлении сотрудника, должен в пятидневный срок сообщить в подразделение управления таможенной инспекции о направлении для участия в Проверке сотрудника, с указанием его фамилии, имени, отчества, занимаемой должности.

Сотрудники подразделений собственной безопасности осуществляют мероприятия по оперативному сопровождению Проверки в соответствии с приказом ГТК России от 11.10.99 N 689 дсп "Об утверждении Инструкции об организации деятельности подразделений собственной безопасности по оперативному сопровождению проверок соблюдения участниками ВЭД законодательства Российской Федерации, осуществляемых таможенными  органами".

10. Сотрудники подразделений, привлекаемые к проведению Проверки, участвуют в определении ее основных направлений, вопросов, объема, сроков, в составлении общего плана и конкретных методов ее проведения, в том числе методов аудита, в составлении рабочей документации Проверки, акта Проверки, осуществляют экспертную проработку вопросов, возникающих в процессе проведения Проверки и относящихся к их компетенции.

11. Проверка проводится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок ее проведения.

12. При возникновении в ходе Проверки вопросов, требующих заключения специалистов, подразделение управления таможенной инспекции направляет в соответствующее подразделение таможенного органа запрос с приложением полного комплекта документов, необходимых для подготовки обоснованного, квалифицированного заключения по поставленному вопросу, а при необходимости дополнительные материалы по мотивированному запросу.

13. В случае непосредственного обнаружения признаков НТП в соответствии со ст.299 ТК России составляется протокол о НТП. По решению начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной деятельности протокол о НТП и материалы Проверки передаются для дальнейшего производства в подразделение таможенного органа, курируемое по направлениям деятельности УТРД и осуществляющее производство по делу о НТП.

Регистрация и учет дел о НТП осуществляются в соответствии с Положением о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 20.01.95 N 33.

14. Взыскание с применением упрощенной формы налагается на лиц, совершивших НТП, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

15. В случае получения в ходе Проверки информации об обстоятельствах возможного НТП, либо о лице, его совершившем, либо о месте, времени и способе его совершения данная информация проверяется в соответствии с Инструкцией о порядке проверки сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, утвержденной приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455.

16. Акт Проверки и материалы Проверки приобщают к делу о НТП либо используют в качестве основания для проведения проверки сообщений, заявлений и иной информации о НТП. К таким материалам относятся в том числе:

- объяснения руководителя проверяемого лица, привлекаемого к ответственности, иного лица, обладающего информацией по обнаруженному НТП;

- ГТД, документы контроля доставки, краткие декларации, либо акты приема-передачи товаров и транспортных средств на склад временного хранения (СВХ) или таможенный склад (ТС), либо иные документы, свидетельствующие о помещении товаров на СВХ или ТС в зону таможенного контроля;

- транспортные, товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, сертификаты на товар и другие документы);

- акт таможенного досмотра либо другие документы (например, опись задержанных товаров), в которых точно указано наименование, количество, вес, индивидуальные признаки, стоимость (при возможности) товаров и транспортных средств;

- внешнеторговый контракт, договоры со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, другие документы, подтверждающие факт перехода права владения, пользования, распоряжения товаром;

- учетную карту участника ВЭД, уставные, регистрационные, учредительные, банковские и налоговые документы лица, привлекаемого к ответственности, а также документы других государственных и контролирующих органов;

- бухгалтерские документы;

- другие документы, имеющие отношение к данному делу и подтверждающие факт НТП.

Протокол о НТП, акт и материалы Проверки передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование дел о НТП, акт и материалы Проверки, являющиеся основанием для проведения проверки сообщений, заявлений или иной информации о НТП, - в подразделение таможенного органа, осуществляющего такую Проверку. Передача указанных документов (по возможности в оригиналах либо в виде надлежащим образом заверенных копий) оформляется актом приема-передачи в случаях, когда проверяющие имели реальную возможность их истребовать, получить (изъять) у проверяемого лица.

17. При проведении Проверки проверяющие могут непосредственно осуществлять действия, регламентированные разделом V ТК России, главой 14 раздела V НК России, приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. N 2885) и другими нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок проведения Проверки, либо направлять поручение о проведении таких действий нижестоящим таможенным органам.

18. Подразделение таможенного органа, которому подразделением управления таможенной инспекции были направлены акт и материалы Проверки для проверки в соответствии с приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455, в течение двух недель информирует о принятом по ним решении и направляет копии постановления об отказе в заведении дела о НТП, или акта о наложении взыскания и документов, подтверждающих уплату наложенного штрафа, или копию протокола о НТП.

19. При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также признаков преступлений, производство по которым не отнесено к компетенции таможенных органов, руководитель Проверки представляет рапорт начальнику подразделения управления таможенной инспекции (лицу, его замещающему) о выявленных признаках преступления, причастных к нему лицах, принятых мерах.  К рапорту прилагаются все материалы, полученные в ходе проведения Проверки, акт проверки (при наличии), подписанный всеми проверяющими. По письменному указанию начальника данного подразделения (лица, его замещающего) рапорт, акт проверки и все материалы Проверки (подлинники) в сброшюрованном виде с пронумерованными листами и описью передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.