Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 декабря 2001 года N 20-90/51570


По вопросу организации ТКДРМ

(с изменениями на 1 ноября 2002 года)
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 26 июня 2007 года N 784
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ГТК России от 1 ноября 2002 года N 1169 (изменения вступили в силу с 1 января 2003 года).

____________________________________________________________________


Приказом ГТК России от 14.12.2001 N 1172 признан утратившим силу приказ ГТК России от 07.05.97 N 242, как нормативный акт, не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, которым было введено в действие Руководство по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов.

До разработки и утверждения соответствующего нормативного акта для организации деятельности таможенных органов по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов высылаю утвержденное первым заместителем председателя ГТК России В.И.Мещеряковым "Методическое руководство по технологии таможенного контроля ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения" (далее по тексту - Методическое руководство).

Указанное Методическое руководство прошу довести до сведения подчиненных таможенных органов для использования в практической деятельности.

Начальник Управления спецтехники
и автоматизации таможенных технологий
 генерал-майор таможенной службы
Л.М.Ухлинов

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель председателя ГТК России
генерал-полковник таможенной службы
В.И.Мещеряков
25.12.2001

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
по технологии таможенного контроля делящихся,
радиоактивных материалов и товаров с повышенным
уровнем ионизирующего излучения

          

I. Введение


Таможенный контроль и таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, а также товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения, являясь функциями таможенных органов Российской Федерации, направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, с целью недопущения незаконного перемещения этих материалов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Целями настоящего Методического руководства по технологии таможенного контроля ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения (далее по тексту - Методическое руководство) являются:

- определение основных положений по организации производства таможенного оформления и порядка проведения таможенного контроля ДРМ и товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- определение общих критериев процедуры и способов проведения таможенного контроля, направленных на пресечение попыток незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ и товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения;

- определение критериев планирования и осуществления мероприятий радиационной безопасности при выявлении факта незаконного перемещения ДРМ и товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения через таможенную границу Российской Федерации.

Методическое руководство предназначено для всех таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ, а также товаров и транспортных средств, с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Методическое руководство разработано в целях обеспечения соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", постановлений Правительства Российской Федерации от 16.03.96 N 291 "Об утверждении Положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе", от 07.03.97 N 264 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов", от 10.07.98 N 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов", от 15.09.99 N 1040 "О мерах по противодействию терроризму" и от 15.12.2000 N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий".

Методическое руководство разработано на основе требований правовых актов, регламентирующих ядерную и радиационную безопасность: "Норм радиационной безопасности (НРБ-99), Санитарные правила СП 2.6.1.758-99", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.07.99, "Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности  (ОСПОРБ-99),  Санитарные  правила  СП  2.6.1.799-99", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.12.99, Правил безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73), Основных правил безопасности и физической   защиты   при   перевозке   ядерных   материалов (ОПБЗ-91).

II. Этапы радиационного контроля

     

2.1. Общие положения


С целью выявления незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ, а также товаров с повышенным содержанием радионуклидов, обращение с которыми на территории Российской Федерации запрещено, в рамках таможенного контроля осуществляется радиационный контроль всех перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

С учетом объема и характера решаемых задач, уровня подготовки сотрудников таможенных органов и класса используемых технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) радиационный контроль в рамках таможенного контроля имеет следующие этапы:

I - первичный радиационный контроль;

II - дополнительный радиационный контроль;

III - углубленное радиационное обследование;

IV - экспертиза.

На всех этапах радиационного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть приняты специальные меры по обеспечению радиационной безопасности.

2.2. Первичный радиационный контроль

2.2.1. Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление товаров и транспортных средств с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем ионизирующего излучения при помещении товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля.

2.2.2. Первичный радиационный контроль осуществляется сотрудниками таможенных органов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр.

2.2.3. Основной формой первичного радиационного контроля является использование технических средств ТКДРМ - стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ, а при ее отсутствии или неисправности - переносной аппаратуры радиационного контроля.

Критерием классификации проверяемого объекта, как имеющего повышенный уровень ионизирующего излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание технических средств ТКДРМ, подтвержденное повторным использованием аппаратуры первичного радиационного контроля.

2.2.4. Результаты первичного радиационного контроля (включая информацию по выявленному объекту и параметры срабатывания технических средств) документируются.

2.2.5. Выявленные в ходе первичного радиационного контроля товары и транспортные средства с повышенным уровнем ионизирующего излучения выделяются из общего потока товаров и транспортных средств и размещаются на определенном сотрудником таможенного органа участке зоны таможенного контроля для проведения дополнительного радиационного контроля.

2.2.6. В случае срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ по нейтронному каналу дальнейшие действия сотрудников таможенного органа по локализации и идентификации источников ионизирующих излучений осуществляются с использованием измерительных средств ТКДРМ, имеющих детекторы нейтронного излучения.

2.3. Дополнительный радиационный контроль

2.3.1. В качестве основания для проведения дополнительного радиационного контроля помещенных в зону таможенного контроля товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации могут рассматриваться результаты первичного радиационного контроля, а также:

- получение оперативной информации;

- результаты проверки товаросопроводительных документов;

- выявление иных признаков наличия ДРМ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в т.ч. обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров и т.д.

2.3.2. Целями дополнительного радиационного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

- выяснение причин срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения ДРМ, поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения;

- измерение радиационных характеристик объекта, включая уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими нуклидами;

- оценка степени радиационной опасности объекта.

2.3.3. Дополнительный радиационный контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации прошедшими специальную подготовку сотрудниками таможенных органов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр, а также сотрудниками службы ТКДРМ.

2.3.4. Для проведения дополнительного радиационного контроля должна использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации поверенная дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.

2.3.5. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковочной тары при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляться в строгом соответствии с требованиями по радиационной безопасности.

2.3.6. В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации должны выполняться следующие требования:

- объект с повышенным уровнем ионизирующего излучения должен быть удален на возможно большее расстояние;

- время пребывания сотрудников таможенных органов вблизи объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно быть ограничено;

- должны быть вывешены предупредительные знаки (выставлено ограждение), отчетливо фиксируемые с расстояния не менее 3 м.

2.3.7.  Результаты  дополнительного  радиационного  контроля документируются.

2.3.8. По результатам дополнительного радиационного контроля, анализа товаросопроводительных документов и всей полученной в ходе таможенного контроля информации может приниматься решение либо о прекращении проведения радиационного контроля, либо о проведении углубленного радиационного обследования выявленного объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

2.3.9. Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного  обследования,  рекомендуется  принимать превышение величины среднеарифметического значения 3 измерений мощности дозы гамма-излучения, проведенных на поверхности объекта (), над значением естественного фона (Н), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину, равную 0,5 Н, т.е. ( и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета-излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные Нормами радиационной безопасности. Где:

 - величина среднеарифметического значения 3 измерений мощности дозы гамма-излучения, которая рассчитывается по формуле

 

Н - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта при i-ом измерении.

Н - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона, измеренного в зоне таможенного контроля.

2.4. Углубленное радиационное обследование

2.4.1. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и  первичная идентификация ДРМ, содержащихся в объекте.

2.4.2. Углубленное радиационное обследование в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется сотрудниками службы ТКДРМ таможенного органа (подготовленными специалистами).

2.4.3. Для проведения углубленного радиационного обследования используется поверенная спектрометрическая аппаратура, относящаяся к средствам измерений.

2.4.4.  Результаты  углубленного  радиационного  обследования документируются.

На основании полученных результатов принимается решение о дальнейших действиях с объектом, имеющим повышенный уровень ионизирующего излучения.

2.5. Экспертиза радиационного груза

2.5.1. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке и технике.

Основания для назначения экспертизы и порядок ее проведения определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России.

Экспертиза проводится по решению таможенных органов Российской Федерации при производстве дознания по уголовным делам, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления.

2.5.2. Решение таможенных органов о назначении экспертизы может оформляться в виде:

- поручения о проведении экспертизы;

- постановления о назначении экспертизы.

2.5.3. Экспертизу радиационного груза проводят специализированные организации, аккредитованные в соответствующей области деятельности.

Передача объекта на экспертизу и его транспортировка в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется под контролем сотрудников службы ТКДРМ и с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»