(с изменениями на 30 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 ноября 2010 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 29 октября 2010 года N 865
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619 (Российская газета, N 241, 27.10.2005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 16.06.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 (Российская газета, N 151, 14.08.2009) (изменения вступили в силу с 1 января 2010 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1116 (Российская газета, N 3, 13.01.2010) (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года).
____________________________________________________________________
В целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006; 2000, N 2, ст. 126) и Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации. *1)
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам давать разъяснения по вопросам применения указанного Положения (абзац в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619, - см. предыдущую редакцию).
3. Для осуществления государственного регулирования цен в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
а) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации проект перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441 - см. предыдущую редакцию); *3.а)
б) Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
осуществлять государственную регистрацию согласованных с Федеральной службой по тарифам предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей (далее - производители) на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
вести Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - Государственный реестр цен на лекарственные средства);
направлять ежемесячно, не позднее 15-го числа, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о ценах, зарегистрированных и внесенных в Государственный реестр цен на лекарственные средства, а также публиковать указанные цены (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441; дополнен с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654 - см. предыдущую редакцию);
в) Федеральной службе по тарифам осуществлять согласование предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
г) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
представлять ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по тарифам по форме, утверждаемой Службой, данные об установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавках. *3.1.в.2)
(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619. - См. предыдущую редакцию)
4. Пункт утратил силу с 1 января 2010 года - постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу с 4 ноября 2005 года - постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619. - См. предыдущую редакцию.
6. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации представить в IV квартале 2002 года в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии рынка лекарственных средств и ценах на них, а также предложения о совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства.
7. Установить, что порядок государственной регистрации цен, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1724), не применяется со дня вступления в силу настоящего постановления.
7_1. Установить, что до 1 апреля 2010 года допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного пунктом 19 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного настоящим постановлением (пункт дополнительно включен с 21 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1116, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года).
8. Признать утратившими силу абзацы второй и третий пункта 2, абзацы третий и пятый пункта 4 (в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), абзац третий пункта 6, пункты 7, 9, 10 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1791; 1998, N 32, ст. 3917).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства
(в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2005 года
постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 октября 2005 года N 619, - см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 8 августа 2009 года)
1. Настоящее Положение определяет порядок государственного регулирования цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее лекарственные средства). *1)
2. Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей (далее - производители) на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654. - См. предыдущую редакцию)
3. Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется бесплатно.
4. Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает представление производителем или иным юридическим лицом по поручению производителя документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, согласование и регистрацию предельной отпускной цены, внесение ее в Государственный реестр цен на лекарственные средства, выдачу производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписки из приказа о регистрации цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. *4)
5. Для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития следующие документы в 2 экземплярах:
а) заявление о регистрации предельной отпускной цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; *5.а)
б) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на производство лекарственных средств;
в) копия регистрационного удостоверения на лекарственное средство;
г) данные о международном непатентованном и присваиваемом производителем при государственной регистрации в установленном порядке наименовании лекарственного средства, коде лекарственного средства в соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке и штрих-коде по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; *5.г)
д) обоснование российским производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях "франко-склад предприятия", содержащее отчетные показатели об объемах реализации продукции за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию, и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли, по формам, предусмотренным методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654, - см. предыдущую редакцию);
е) обоснование иностранным производителем предельной отпускной цены в отношении:
впервые регистрируемого в Российской Федерации лекарственного средства - в иностранной валюте или в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях "поставка без оплаты пошлины" с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), цен на данное лекарственное средство в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление по формам, предусмотренным методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам;
лекарственного средства, находящегося в обращении на территории Российской Федерации, - в иностранной валюте или в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях "поставка без оплаты пошлины" с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), с указанием объемов реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию (в натуральном и стоимостном выражении), цен на данное лекарственное средство в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, цены на данное лекарственное средство, зафиксированной в сопроводительных документах, прилагаемых к грузовой таможенной декларации за указанное полугодие, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление по формам, предусмотренным методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам.
(подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654, - см. предыдущую редакцию)
6. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты обращения производителя или иного юридического лица по поручению производителя, анализирует представленные в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения документы с учетом имеющихся сведений о качестве выпускаемой продукции, которые могут повлечь за собой отказ в государственной регистрации цены, и направляет 2-й экземпляр указанных документов в Федеральную службу по тарифам.
7. Федеральная служба по тарифам в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения документов, в том числе обосновывающих предельную отпускную цену на лекарственное средство, заявленную производителем, принимает решение о согласовании указанной предельной цены или об отказе в согласовании и направляет его в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654, - см. предыдущую редакцию).
8. Государственная регистрация предельных отпускных цен производителя на лекарственное средство осуществляется:
в отношении лекарственных средств российских производителей - с учетом цен на аналогичные (по международному непатентованному наименованию, форме выпуска и дозировке) лекарственные средства в Российской Федерации;
в отношении лекарственных средств иностранных производителей - исходя из минимальной цены на них в государстве производителя и других государствах, где эти лекарственные средства зарегистрированы (по международному непатентованному наименованию, форме выпуска и дозировке), с учетом сопоставимых расходов на транспортировку.
Определение предельных отпускных цен на лекарственные средства российских производителей осуществляется исходя из следующих принципов:
возмещение производителю экономически обоснованных затрат, связанных с производством и реализацией лекарственного средства;
учет размера прибыли, необходимой для обеспечения производителя средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;
учет в структуре цены всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654. - См. предыдущую редакцию)
9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения решения Федеральной службы по тарифам о согласовании предельной отпускной цены на лекарственное средство или об отказе в ее согласовании:
а) принимает решение о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство или об отказе в ее регистрации;
б) вносит данные о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на лекарственное средство в Государственный реестр цен на лекарственные средства и размещает информацию на официальном сайте в сети Интернет;
в) выдает производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписку из приказа о регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство;
г) в срок, не превышающий 5 дней с даты приятия решения об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство, уведомляет об этом в письменной форме производителя или иное юридическое лицо по поручению производителя с изложением причин отказа. При этом документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения, не возвращаются.
10. Решение об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство может быть обжаловано в комиссию по урегулированию споров, возникающих при государственной регистрации предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, образованную в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и (или) в суд (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654, - см. предыдущую редакцию).
11. При государственной регистрации предельная отпускная цена российского производителя на лекарственное средство выражается в рублях, а иностранного производителя - в рублях или в иностранной валюте. Цена, регистрируемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее государственной регистрации и при обновлении Государственного реестра цен на лекарственные средства (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 654, - см. предыдущую редакцию).