Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2001 года N 10

Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях

(с изменениями на 12 февраля 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2022 года на основании
приказа Минтруда России от 31 января 2022 года N 37
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 05.09.2001 N 07/8865-ЮД.
______________________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

С 13 июня 2024 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 года N 792.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



Министерство труда и социального развития Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно приложению.

2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

3. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года N 13 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии".

4. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.

Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 года N 10

     
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях

(с изменениями на 12 февраля 2014 года)

 _______________

Бюллетень Минтруда России, 2001, N 2, с.32. Межотраслевые нормативы публикуются по просьбе читателей.


     

1. Общая часть

1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).

1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:

управление охраной труда;

организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96. - См. предыдущую редакцию)


организация пропаганды по охране труда;

проведение вводного инструктажа;

организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

расследование и учет несчастных случаев.

1.4. В основу разработки нормативов численности положены:

данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;

материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.

1.5. Пункт утратил силу - приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 года N 96. - См. предыдущую редакцию.        

1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 года N 32.

1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.

1.8. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.

1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.

1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

2. Организация труда


Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.

Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.

3. Нормативная часть

     

3.1. Создание службы охраны труда

3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.

3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:

планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);

представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).

3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда


В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:

3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящая из:

изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда организации.

Таблица 1

N
пп.

Среднесписоч-
ная числен-

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

ность работни-
ков органи-

до 100

101-
350

351-
500

501-
1000

1001-
3500

3501 и свыше

зации

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,13

0,14

0,16

-

-

-

2

501-750

0,14

0,16

0,17

-

-

-

3

751-1000

0,16

0,17

0,19

-

-

-

4

1001-1500

0,19

0,21

0,24

0,27

-

-

5

1501-3000

0,28

0,31

0,34

0,37

-

-

6

3001-5000

0,40

0,43

0,46

0,51

0,56

-

7

5001-7500

0,55

0,58

0,63

0,68

0,74

0,81

8

7501-10000

0,70

0,75

0,80

0,86

0,93

1,02

9

10001-20000

1,30

1,35

1,41

1,48

1,57

1,68

10

20001 и свыше

1,60

1,65

1,71

1,79

1,88

1,99

инд.

а

б

в

г

д

е

ж

3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда

Состав работ:

Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»