(с изменениями на 22 марта 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2015 года N 942
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 07.05.2001 N 07/4468-ЮД.
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 года N 62.
____________________________________________________________________
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст.4135; 2000, N 29, ст.3001; N 33, ст.3348)
приказываю:
1. Утвердить Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д.Шадрикова
.
Министр
В.М.Филиппов
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования России
от 17.04.2001 N 1742
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-методическом объединении высших
учебных заведений Российской Федерации
(с изменениями на 22 марта 2006 года)
1. Общие положения
1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации (далее - учебно-методическое объединение, УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации.
1.2. Основными задачами учебно-методического объединения являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.
1.3. УМО создается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или иным государственным органом управления образованием.
Вуз, на базе которого создается УМО (базовый вуз), должен располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться образовательные программы по большинству направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования, отнесенных федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием к компетенции данного УМО.
1.4. В состав учебно-методического объединения на добровольных началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие работники (далее - представители) государственных высших учебных заведений Российской Федерации независимо от ведомственной подчиненности и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования и заинтересованных в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
К участию в своей работе УМО может привлекать иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах равноправия всех входящих в УМО представителей вузов, предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.
1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами соответствующих государственных органов управления образованием, решениями координационных советов учебно-методических объединений, положением об УМО, разработанным на основе настоящего Типового положения.
1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно направляет информацию по направлениям своей деятельности в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием и в государственный орган управления образованием, создавший УМО.
1.8. Решения учебно-методического объединения принимаются в соответствии с регламентом, устанавливаемым положением об УМО.
2. Основные направления деятельности
учебно-методического объединения
Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции УМО направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение:
2.1. Участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ.
2.2. Формирует перечни аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса.
____________________________________________________________________
Пункт 2.2 не применяется в части формирования перечня аннотированных программ специализированной подготовки магистров - приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 года N 62.
____________________________________________________________________
2.3. Участвует в разработке проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов послевузовского и всех ступеней высшего профессионального образования.
2.5. Участвует в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования. *2.5)
2.6. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.7. Участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава.
2.8. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений.
2.9. Вносит в государственные органы управления образованием предложения о реализации государственной политики в области образования.
2.10. Участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
2.11. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по соответствующим специальностям.
2.12. Участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений.
2.13. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.
2.14. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.15. Вносит в государственные органы управления образованием предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах.
2.16. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.
3. Управление УМО и организация деятельности
3.1. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган - совет учебно-методического объединения, а в перерывах между заседаниями совета президиум, председатель и заместитель председателя совета учебно-методического объединения. Совет учебно-методического объединения представляет на утверждение в государственный орган управления образованием, создавший УМО, председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения.
Совет учебно-методического объединения принимает положение об учебно-методическом объединении, которое утверждается государственным органом управления образованием, создавшим УМО.
3.2. Функции председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения определяются положением об УМО.
3.3. Федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием для согласованности стратегии, принципов и методов работы учебно-методических объединений могут создаваться координационные советы учебно-методических объединений, в которых каждое учебно-методическое объединение имеет своего представителя в лице председателя совета УМО.
3.4. Учебно-методическое объединение может самостоятельно формировать необходимые для выполнения возложенных на него функций учебно-методические советы, комиссии и другие организационные структуры в соответствии с положением об УМО.
3.5. Государственные органы управления образованием и муниципальные органы управления образованием вправе оказывать поддержку учебно-методическому объединению.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"