____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 24 ноября 2010 года N 2199
____________________________________________________________________
В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле направляем Методические рекомендации по действиям таможенных органов в отношении автотранспортных средств, ввезенных физическими лицами на территорию Российской Федерации, в отношении которых таможенное оформление не проводилось либо не были уплачены таможенные платежи на основании решений судов Российской Федерации (прилагаются), для практического использования в работе.
Рекомендуем поручить юридическим службам подчиненных таможенных органов осуществлять в каждом конкретном случае юридическое сопровождение мероприятий по применению указанных Методических рекомендаций.
Дополнительно отмечаем, что применять положения Методических рекомендаций необходимо с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного случая.
Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по действиям таможенных органов в отношении автотранспортных средств, ввезенных физическими лицами на территорию Российской Федерации, в отношении которых таможенное оформление не проводилось либо не были уплачены таможенные платежи на основании решений судов Российской Федерации
1. Настоящие Методические рекомендации по действиям таможенных органов в отношении автотранспортных средств, ввезенных физическими лицами на территорию Российской Федерации, в отношении которых таможенное оформление не проводилось либо не были уплачены таможенные платежи на основании решений судов Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле при таможенном оформлении и таможенном контроле автотранспортных средств и взыскания причитающихся таможенных платежей в полном объеме.
2. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на легковые автотранспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД России, таможенное оформление которых не проводилось либо не были уплачены таможенные платежи и в отношении которых таможенными органами выданы паспорта транспортных средств на основании решений судов Российской Федерации (далее - АТС).
3. В случае, если судебным решением (в том числе кассационной инстанции) требования таможенного органа о проведении таможенного оформления АТС и об уплате причитающихся таможенных платежей признаны неправомерными (полностью или частично), необходимо обжаловать такие решения либо обращаться в соответствующие прокуратуры субъектов Российской Федерации или судебные органы с ходатайством о принесении протестов в порядке надзора на такие судебные решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2000 N ГКПИ99-881 по жалобе Ж.Г.Гавриленко о признании недействительными абзаца 4 пункта 4 и пункта 5 указания ГТК России от 28.11.96 N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.97, рег.N 1326), а также письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.02.2000 N 8-5-2000, доведенного до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 07.04.2000 N 14-10/9178, и письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.10.2000 N 8-15-00, доведенного до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 02.11.2000 N 14-58/31884.
В ходатайстве о принесении протеста следует указывать просьбу о возложении судом обязанности на лицо, которое было освобождено от проведения таможенного оформления АТС и/или уплаты причитающихся таможенных платежей на основании обжалуемого решения суда (далее - лицо, переместившее АТС), завершить таможенное оформление АТС (уплатить таможенные платежи), а также о признании судом недействительным выданного таможенным органом паспорта транспортного средства (далее - ПТС).
4. При вынесении судами решений об отмене судебных решений, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, совершаются действия, указанные в последующих пунктах настоящих Методических рекомендаций. Действия таможенных органов, указанные в разделе III настоящих Методических рекомендаций, совершаются без этого условия.
5. Таможенный орган письменно уведомляет лицо, переместившее АТС, о следующем.
Лицо, переместившее АТС, обязано произвести его декларирование (если это не было произведено) в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России, и выполнить иные обязанности, предусмотренные статьей 173 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России), что подтверждено вступившим в законную силу решением соответствующего суда, либо вывезти АТС за пределы территории Российской Федерации.
В случае, если декларирование АТС проведено, за исключением уплаты причитающихся таможенных платежей, лицо, переместившее АТС, уведомляется только о необходимости уплатить таможенные платежи в порядке, установленном ТК России.
Обязанность доставить АТС в таможенный орган, в котором будет проведено таможенное оформление, должна быть выполнена лицом, переместившим это АТС, в случае, если АТС находится в его владении. В этом случае декларирование должно быть проведено в течение 15 дней с даты представления АТС таможенному органу.
Уведомление может быть вручено лицу, переместившему АТС (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого уведомления. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения уведомления, данное уведомление следует направлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
6. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленный в статье 119 ТК России срок, взыскание неуплаченных таможенных платежей и пеней с лица, переместившего АТС, осуществляется таможенным органом принудительно в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Методическими рекомендациями по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенными до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 31.05.2000 N 01-06/14407.
7. Одновременно с действиями, указанными в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, таможенный орган согласно статье 193 ТК России проводит таможенный контроль после выпуска товаров и соответствующие поисковые мероприятия в отношении АТС.
Руководствуясь статьями 13, 180, 182 и 193 ТК России, таможенные органы проводят таможенный контроль путем проверки документов и сведений, имеющихся в подразделениях ГИБДД МВД России и представляемых таможенным органам по их запросам в отношении АТС.
В случае признания судом недействительным ПТС, выданного таможенным органом, таможенный орган на основании статьи 13 ТК России информирует соответствующее подразделение ГИБДД МВД России о необходимости задержания АТС и принятия мер, предусмотренных законодательством Российском Федерации.
В целях реализации настоящих Методических рекомендаций, исходя из местных условий, таможенные органы взаимодействуют с соответствующими подразделениями ГИБДД МВД субъектов Российской Федерации с учетом совместного письма МВД России от 13.01.2001 N 1/443 и ГТК России от 01-43/1628 в соответствии с определяемым ими порядком. В случае возникновения затруднений при организации данного взаимодействия таможенный орган информирует соответствующее региональное таможенное управление.
8. При обнаружении АТС таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара либо в результате поисковых мероприятий, а также в случае его задержания территориальными органами ГИБДД, АТС помещается в зону таможенного контроля (временную), созданную (создаваемую) в соответствии с приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594 (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2000, рег.N 2354), либо может быть передан фактическому владельцу АТС на ответственное хранение.
Лицо, переместившее АТС, письменно уведомляется (в соответствии с абзацем 5 пункта 5 настоящих Методических рекомендаций) об обнаружении АТС и о его обязанности в соответствии со статьей 171 ТК России произвести декларирование АТС в течение 15 дней с момента получения уведомления (в случае, если декларирование не проводилось) и уплатить причитающиеся таможенные платежи. Также ему сообщаются сведения о фактическом владельце АТС (далее - Владелец), в целях решения вопроса об оплате таможенных платежей.
Непредставление таможенному органу в установленные им сроки таможенной декларации на АТС, а равно необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 263 ТК России.
9. Владельцу АТС представляется заверенная судом копия судебного решения об отмене судебного решения, указанного в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, а также письменное уведомление (с отметкой о вручении) о следующем:
- АТС подлежит таможенному оформлению (декларированию и/или в отношении него должны быть уплачены таможенные платежи) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда;
- в связи с тем, что таможенное оформление АТС не завершено (не проводилось), АТС находится под таможенным контролем и на него распространяются положения статьи 131 ТК России;
- на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК России) и статьи 131 ТК России сделка по приобретению такого АТС Владельцем (по уполномочию на совершение сделок представителем - доверенность) является ничтожной, в силу чего ее недействительность в соответствии со статьей 166 ГК России не требует признания судом. В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 166 ГК России Владелец вправе обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 ГК России;
- утрата АТС либо проведение неправомерных операций с АТС, изменение его состояния (например, разукомплектование), пользование или распоряжение ими в нарушение установленных требований и условий (в том числе продажа по частям) образуют состав правонарушений, предусмотренных статьями 254 или 259 ТК России соответственно.
Также ему сообщаются сведения о лице, переместившем АТС, в целях решения вопроса о завершении таможенного оформления АТС.
10. Относительно соотношения прав Владельца на АТС и их ограничений, предусмотренных статьей 131 ТК России, Владельцу следует разъяснить позицию Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу, приведенную в постановлении от 14.05.99 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой ст.131 и части первой ст.380 ТК России в связи с жалобой ЗАО "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И.Тененева, а также жалобой фирмы "Y&G/Reliable Services, Inc." (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1999, N 21, ст.2669).
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Конституционного Суда "свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов. Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям части первой статьи 131 ТК России, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера".
По вопросу недействительности сделок по приобретению АТС следует руководствоваться пунктом 3 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства, доведенного до сведения арбитражных судов письмом Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 ("Закон", N 9, 1997). Согласно разъяснениям Пленума ВАС гражданские сделки, по которым произведена передача другим лицам товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых не завершено, кроме случаев, когда они разрешены в установленном порядке, не соответствуют требованиям таможенного законодательства и поэтому являются ничтожными (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11. По вопросу правомерности конфискации АТС, являющегося непосредственным объектом нарушения таможенных правил и находящегося в незаконном владении Владельца, и применения положений статьи 380 ТК России Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении, указанном в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций (абзац 9 пункта 5 постановления), разъяснил следующее:
"Федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет".
12. Если в отношении АТС декларирование проведено, но не уплачены таможенные платежи, то согласно статьи 118 ТК России Владелец АТС вправе уплатить таможенные платежи.
В данном случае таможенный орган, в регионе деятельности которого был обнаружен АТС, разъясняет Владельцу АТС его право уплатить таможенные платежи и определяет место завершения таможенного оформления в соответствии с положениями статьи 127 ТК России. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место завершения таможенного оформления АТС, при обращении Владельца АТС в целях уплаты таможенных платежей, исходя из имеющихся сведений, запрашивает у соответствующих таможенных органов материалы о таможенном оформлении АТС и о месте его нахождения.
Начисление таможенных платежей осуществляется по таможенному приходному ордеру с применением ставок таможенных пошлин и налогов, установленных в пунктах 2.1 и 2.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 N 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег.N 2125).
Уплата таможенных платежей может производиться с использованием ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения таможенного приходного ордера.
После уплаты таможенных платежей их взыскание в судебном порядке, осуществляемое в соответствии с пунктом 6 настоящих Методических рекомендаций, подлежит прекращению согласно пп.1 п.3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем должен быть письменно, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, извещен таможенный орган, осуществляющий взыскание в судебном порядке.
13. В случае, если в отношении АТС декларирование не проводилось, но Владелец АТС изъявил желание произвести его таможенное оформление и уплатить причитающиеся таможенные платежи, ему должно быть разъяснено следующее.
В действующем таможенном законодательстве отсутствует механизм декларирования в отношении товаров, которые незаконно находятся в обороте на территории Российской Федерации у лиц, не имеющих непосредственного отношения к ввозу таких товаров. В настоящее время ГТК России ведется работа по нормативному регулированию этого вопроса.
14. В случае обжалования Владельцем АТС действий или решений таможенного органа со ссылкой на то, что он является добросовестным приобретателем этого АТС, таможенным органом может быть представлена следующая позиция.
Институт "добросовестного приобретателя" установлен статьями 301-303 ГК России. Нормы статьи 302 ГК России устанавливают ограничения по истребованию имущества из владения добросовестного приобретателя, тем самым предоставляя ему защиту от виндикационного иска собственника. В связи с этим решение вопроса о признании или непризнании лица добросовестным приобретателем определяется наличием факта истребования собственником своего имущества из чужого незаконного владения.
Таможенный орган не является собственником АТС. Вследствие этого таможенный орган не вступает в гражданско-правовые отношения с Владельцем по истребованию АТС из чужого незаконного владения, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 301-303 ГК России. Таким образом, в данном случае не подлежат применению положения статьи 302 ГК России. При этом к возникшим правоотношениям между таможенным органом и фактическим владельцем АТС, связанным с завершением его таможенного оформления, на основании статьи 2 ГК России гражданское законодательство не применяется, в том числе положения статьи 302 ГК России. Действия таможенных органов по ограничению пользования и распоряжения АТС основаны на положениях статьи 131 ТК России.
Кроме того, относительно правомерности требований Владельца по возврату ему АТС Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил следующее: "Если истец приобрел право собственности на основании ничтожной сделки, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества".
15. В случае заявления (в письменной произвольной форме) Владельцем АТС готовности уплатить причитающиеся таможенные платежи до отмены решения суда, которым лицо, переместившее это АТС, было освобождено от проведения таможенного оформления АТС и/или уплаты таможенных платежей, таможенный орган запрашивает у соответствующих таможенных органов (например, у таможенного органа, указанного в графе 22 ПТС): было ли произведено таможенное оформление АТС; если было, то каким образом; имеются ли сведения о месте нахождения АТС.
16. При подтверждении сведений о выдаче ПТС на АТС без проведения его декларирования и/или уплаты причитающихся таможенных платежей на основании решения суда, право собственности (владения) Владельца на АТС подтверждено сделками в отношении АТС, сведения о которых содержатся в ПТС и правомерность вторых не оспорена.
17. Таможенный орган, в который обратился Владелец, разъясняет его право уплатить таможенные платежи (ст.118 ТК России), определяет место таможенного оформления АТС в соответствии с положениями статьи 127 ТК России и, при необходимости, направляет имеющиеся материалы по таможенному оформлению АТС в таможенный орган, в компетенцию которого входит его завершение.
18. Начисление таможенных платежей осуществляется по таможенному приходному ордеру с применением ставок таможенных пошлин и налогов, установленных в пунктах 2.1 и 2.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 N 814 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000, рег.N 2125).
Таможенная стоимость АТС для начисления таможенных платежей определяется на основе базового принципа: цена, по которой это или подобное АТС продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Уплата таможенных платежей может производиться с использованием ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения таможенного приходного ордера, без уплаты пеней.
19. После завершения таможенного оформления АТС в паспорте транспортного средства таможенным органом делается отметка (в графе 19) о справочном номере таможенного приходного ордера, по которому проведено начисление и уплата таможенных платежей, заверяемая личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, и вносятся изменения в электронную копию ПТС в базе данных транспортных средств, оформленных таможенными органами, формируемой в соответствии с приказом ГТК России от 22.12.97 N 746 "О порядке формирования первичных, региональных и центральной баз данных транспортных средств, оформленных таможенными органами".
В случае, если таможенный орган, которым приняты таможенные платежи в отношении АТС, не является таможенным органом, выдавшим ПТС, последний должен быть письменно извещен об этой уплате (с приложением заверенных копий таможенного приходного ордера и ПТС с отметкой об уплате таможенных платежей) для внесения изменений в электронную копию ПТС.
В случае признания судом недействительным выданный на АТС таможенным органом ПТС, таможенный орган выдает новый ПТС в порядке, установленном приказом МВД России, ГТК России и Госстандартом России N 399/388/195 от 30.06.97 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1445" (зарегистрирован в Минюсте России 10.07.97, рег.N 1349).
20. При обнаружении признаков правонарушений в сфере таможенного дела необходимо принимать меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка