О применении таможенными органами положений части первой
Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений,
внесенных Федеральным законом "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации"
(с изменениями на 30 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Не действует с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 30 сентября 2003 года N 1087
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ГТК России от 30 августа 2002 года N 01-06/35208.
____________________________________________________________________
В связи с введением в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 09.07.99 N 154-ФЗ и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 09.07.99 N 155-ФЗ ГТК России направляет новую редакцию Методических рекомендаций по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, подготовленную с учетом изменений, введенных названными Федеральными законами.
Не применять Методические рекомендации по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенные письмом ГТК России от 05.01.99 N 01-15/32.
Считать утратившим силу письмо ГТК России от 07.04.99 N 01-15/10638.
Применять с 17.08.99 Методические рекомендации по начислению и взиманию пеней, доведенные письмом ГТК России от 12.05.99 N 01-15/13658, в части, не противоречащей настоящим Методическим рекомендациям.
Применять Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 28.07.95 N 01-20/12098, согласованный с Министерством финансов Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.08.95, регистрационный номер 928), в части, не противоречащей статьям 78 и 79 Налогового кодекса.
Начальникам таможенных органов поручить разработку порядка взаимодействия отделов таможенный платежей и отделов документационного обеспечения таможенных органов по вопросам, связанным с обменом информацией о сроках и датах направления требований об уплате таможенных платежей по почте заказными письмами.
В соответствии со ст.63 Налогового кодекса отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей предоставляются только по решению ГТК России.
Обо всех проблемах, связанных с практическим применением части первой Налогового кодекса с изменениями и дополнениями и настоящих Методических рекомендаций, следует незамедлительно информировать ГТК России (Главное управление федеральных таможенных доходов и Правовое управление).
Прошу довести до сведения личного состава таможенных органов.
Заместитель председателя Комитета,
генерал-майор таможенной службы
А.А.Каульбарс
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
(с изменениями на 30 августа 2002 года)
На основании статьи 30, пункта 1 статьи 31, статей 34, 45, 46, 69 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) таможенные органы в случае неуплаты (или неполной уплаты) плательщиком таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенные платежи) в установленный Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) срок взыскивают суммы таможенных платежей принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика на счетах в банке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах плательщика взыскание сумм таможенных платежей осуществляется за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса.
Принудительное взыскание неуплаченных (или уплаченных в неполном объеме) таможенных платежей с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
Бесспорный порядок взыскания применяется после неисполнения плательщиком требования об уплате налогов и сборов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - требование).
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Налогового кодекса требование направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном Налоговым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, регулируется статьей 46 Налогового кодекса.
Требование представляет собой направленное плательщику письменное извещение таможенного органа о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин, налогов и сборов (далее - недоимка), а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок сумму недоимки и соответствующие пени.
Требование должно содержать сведения о сумме недоимки, размере пеней, начисленных на момент выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей, установленном Таможенным кодексом, сроке исполнения требования, мерах по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей и обеспечению исполнения обязанности по уплате суммы недоимки и пеней, а также подробные данные об основаниях взимания таможенных платежей, включая ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить таможенные платежи.
Требование составляется в двух экземплярах, по типовой форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Первый экземпляр требования направляется плательщику, второй экземпляр остается в таможенном органе. Требование подписывается начальником таможенного органа.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса требование направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты таможенных платежей. В случае, если требование составляется в соответствии с решением таможенного органа по результатам налоговой проверки, проводимой в соответствии со статьями 87-89 Налогового кодекса, то требование должно быть направлено плательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки определен в статье 101 Налогового кодекса.
Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом, срок, указываемый в требовании для уплаты таможенных платежей, рекомендуется устанавливать в пределах от 7 до 14 дней с даты получения требования.
При неуплате или неполной уплате сумм таможенных платежей в срок, установленный в требовании, таможенный орган на основании пункта 11 статьи 46 Налогового кодекса не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования выносит решение о взыскании таможенных платежей (далее - решение о взыскании), типовая форма которого приведена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Решение о взыскании, принятое после истечения вышеуказанного срока, считается недействительным и не подлежит исполнению.
В случае истечения установленного срока для принятия решения о взыскании таможенный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика причитающихся к уплате сумм таможенных платежей в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решение о взыскании составляется в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса направляется плательщику не позднее 5 дней после его вынесения.
Решение о взыскании является основанием для оформления инкассовых поручений на бесспорное взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика (далее - инкассовые поручения). В инкассовых поручениях должны быть ссылки на номера и даты требований об уплате таможенных платежей и решения о взыскании. В инкассовых поручениях помимо сумм недоимки указывается сумма пеней, исчисленная с момента истечения срока уплаты таможенных платежей, установленного Таможенным кодексом, до даты выставления инкассового поручения на бесспорное взыскание, а также иные сведения, указанные в п.5 ст.46 Налогового кодекса.
При этом особое внимание следует обратить на недопустимость ссылки на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как основания для взыскания таможенных платежей в бесспорном порядке.
На основании пункта 9 статьи 46 и пункта 7 статьи 69 Налогового кодекса, статьи 121 Таможенного кодекса вышеизложенные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей и процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей.
На основании пунктов 7 и 11 статьи 46, а также пунктов 7 и 9 статьи 47 Налогового кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах плательщика таможенный орган вправе взыскать неуплаченные суммы таможенных платежей и пеней за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса.
На основании пунктов 8 и 11 статьи 46 Налогового кодекса при взыскании неуплаченных сумм таможенных платежей и пеней таможенным органом может быть применено в порядке и на условиях, установленных статьей 76 Налогового кодекса, приостановление операций по счетам плательщика в банке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Налогового кодекса в случае неисполнения банком обязанности по исполнению поручения плательщика на перечисление сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, а также решения таможенного органа о взыскании сумм таможенных платежей за счет денежных средств плательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм таможенных платежей и пеней за счет денежных средств аналогично порядку, предусмотренному статьей 46 Налогового кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке.
В случае неисполнения банком поручения плательщика о перечислении таможенных платежей в соответствующие бюджеты или решения таможенного органа о взыскании таможенный орган направляет банку требование об уплате сумм таможенных платежей в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса и настоящими Методическими рекомендациями. При этом в требовании помимо сумм задолженности должен быть указан размер пеней, начисленных со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, установленного Таможенным кодексом, до момента выставления требования. При неисполнении банком требования в установленный срок таможенный орган не позднее 60 дней со дня истечения срока исполнения требования выносит решение о взыскании и составляет инкассовое поручение на бесспорное взыскание аналогично порядку, предусмотренному Методическими рекомендациями в отношении вынесения решения о взыскании и подготовки инкассовых поручений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса при уплате сумм таможенных платежей с нарушением установленного Таможенным кодексом срока плательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, установленных статьей 75 Налогового кодекса.
Сумма пеней уплачивается помимо суммы недоимки и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства.
Сумма пеней исчисляется в процентах от суммы недоимки и может превышать сумму недоимки, поскольку иное не установлено Налоговым кодексом. Пени начисляются за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей, начинам со дня, следующего за днем истечения установленных Таможенным кодексом сроков уплаты таможенных платежей, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой ставки (ставок) рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей (действующих) в период просрочки. Процентная ставка пеней не округляется.
В случае, если в период просрочки ставка рефинансирования изменялась, то сумма пеней рассчитывается путем сложения сумм пеней, исчисленных за период действия каждой из ставок рефинансирования.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 Налогового кодекса с учетом положений раздела 2 настоящих Методических рекомендаций.
Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
На сумму недоимки, образовавшейся до 17.08.99 и обнаруженной в указанный период, но не уплаченной на счета таможенного органа, пени начисляются в следующем порядке.
До 01.01.99 пени подлежат начислению в соответствии со статьей 124 Таможенного кодекса в размере 0,3 процента от суммы недоимки. С 01.01.99 пени начисляются в размере 0,1 процента от суммы недоимки. С 17.08.99 начисление пеней производится в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае неуплаты недоимки, в отношении которой в период с 01.01.99 по 17.08.99 сумма пеней была уменьшена до суммы недоимки в порядке, установленном в Методических рекомендациях по начислению и взиманию пеней, доведенных письмом ГТК России от 12.05.99 N 01-15/13658, с 17.08.99 начисление пеней возобновляется.
В указанном случае с момента, когда сумма пеней сравнялась с суммой недоимки, пени не начисляются за период до 17.08.99.
В отношении недоимки, образовавшейся до 17.08.99, но обнаруженной и взыскиваемой таможенным органом после 17.08.99, пени начисляются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
____________________________________________________________________
Раздел утратил силу на основании
письма ГТК России от 30 августа 2002 года N 01-06/35208. -
См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
В соответствии с частью второй статьи 2 Налогового кодекса, а также на основании статей 109 и 114 Таможенного кодекса начисление и уплата таможенных сборов за таможенное оформление товаров, а также таможенных платежей, взимаемых с физических лиц по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа, производятся в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 30 Налогового кодекса устанавливает, что в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы. В статье 34 Налогового кодекса определено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, определенные Налоговым кодексом.