МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 марта 2001 года N 282/91
ПРИКАЗ
Об утверждении порядка взаимодействия таможенных
органов Российской Федерации и подразделений службы
судебных приставов Министерства юстиции Российской
Федерации при принудительном исполнении постановлений
таможенных органов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
совместного приказа ФТС России и Минюста России
от 25 апреля 2006 года N 108/127
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящим совместным приказом руководствоваться в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и Соглашению, доведенному приказом ФТС России от 17 августа 2005 года N 756, до отмены настоящего совместного приказа в соответствии с установленным порядком - приказ ФТС России от 17 августа 2005 года N 756.
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
В целях упорядочения методики взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации
приказываем:
1. Утвердить порядок взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений таможенных органов (приложение).
2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации, руководителям органов юстиции субъектов Российской Федерации, главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить применение утвержденного порядка подчиненными таможнями и таможенными постами, подразделениями и службами судебных приставов согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.А.Крутских и заместителю министра юстиции Российской Федерации - главному судебному приставу Российской Федерации А.Т.Мельникову.
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
М.В.Ванин
Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайка
ПОРЯДОК
взаимодействия таможенных органов Российской
Федерации и подразделений службы судебных приставов
Миниcтepcтвa юстиции Российской Федерации при
принудительном исполнении постановлений таможенных органов
1. Настоящий Порядок определяет общие условия взаимодействия таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) и подразделений службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - подразделения судебных приставов) при принудительном исполнении постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил (НТП) в части взыскания штрафов, стоимости товаров и транспортных средств, а также постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника (далее - постановления таможенных органов).
Данный порядок не распространяется на случаи взыскания налоговых санкций (штрафов) с налогоплательщиков в судебном порядке.
2. Правовыми основаниями для взаимодействия таможенных органов и подразделений судебных приставов являются Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.97, N 30, ст.3590), Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.97, N 30, ст.3591), другие законы Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
3. Основная цель взаимодействия таможенных органов и подразделений судебных приставов - повышение эффективности организации исполнительного производства по взысканию задолженностей по постановлениям таможенных органов и исполнение постановлений в полном объеме.
4. Контроль за исполнительным производством по исполнению постановлений таможенных органов с суммой взыскания:
- не превышающей 10000 установленных законом минимальных месячных размеров оплаты труда (ММРОТ) осуществляют региональные таможенные управления совместно с главными судебными приставами субъектов Российской Федерации и старшими судебными приставами подразделений судебных приставов органов юстиции в регионах деятельности таможенных органов;
- свыше 10000 ММРОТ осуществляет Управление по организации исполнения постановлений таможенных органов ГТК России совместно с Департаментом судебных приставов Минюста России.
Проведение совместных мероприятий по обеспечению исполнительных действий для взыскания задолженностей по постановлениям таможенных органов организует начальник (уполномоченный сотрудник) таможенного органа и старший судебный пристав подразделения службы судебных приставов.
В случае розыска должника и его имущества по указанному в исполнительном документе адресу направляется мотивированный запрос судебного пристава-исполнителя, заверенный печатью соответствующего подразделения судебных приставов, таможенные органы оказывают содействие в розыске должника, а также его имущества.
5. Старшие судебные приставы обеспечивают своевременность принятия и исполнения в полном объеме судебными приставами-исполнителями постановлений таможенных органов и оказывают в пределах своей компетенции необходимую информационную поддержку таможенным органам в решении совместных задач по исполнению постановлений таможенных органов.
6. Таможенный орган имеет право знакомиться с материалами исполнительного производства и совершать действия, предусмотренные ст.31 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
7. Таможенный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации обращает к исполнению постановление самостоятельно в пределах своей компетенции.
8. Если постановление не может быть исполнено таможенным органом в пределах своей компетенции, постановление обращается к исполнению через службу судебных приставов.
9. Если в постановлении таможенного органа предусмотрено возложение на должника обязанностей по возмещению издержек по делу о НТП, то сумму издержек взыскивает подразделение судебных приставов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
10. Таможенный орган не позднее 20 дней по истечении срока обжалования постановления таможенного органа, а в исключительных случаях при наличии мотивированных оснований - не позднее 30 дней по истечении срока обжалования постановления направляет подразделению судебных приставов сопроводительное письмо с просьбой о возбуждении исполнительного производства (приложения 1, 2), прилагая оригинал (дубликат) постановления со всеми имеющимися сведениями о должнике, с заверенными копиями следующих документов:
- протокола о нарушении таможенных привил, по которому изымались товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или постановления об изъятии и (или) аресте, протокола изъятия и (или) ареста;
- акта передачи таможенным органом имущества должника на склад для ответственного хранения;
- акта экспертной оценки стоимости имущества должника, изъятого (арестованного) таможенным органом для обеспечения возможного взыскания;
- документов, подтверждающих частичное исполнение или неисполнение постановления таможенного органа;
- документов, содержащих сведения о наличии денежных средств на счетах должника, недвижимого имущества и транспортных средств.
К пакету указанных документов прилагаются также документы, подтверждающие издержки по делу о НТП.
11. В случае изъятия (ареста) таможенным органом имущества должника в счет обеспечения взыскания по делу о НТП должностные лица таможенного органа:
- обеспечивают надлежащий контроль за ведением учета и хранением имущества, проведение необходимых работ по оценке стоимости товаров, транспортных средств и иного имущества должника;
- оказывают судебным приставам необходимую организационную помощь при исполнении постановлений таможенных органов - участвуют в проведении исполнительных действий, в том числе при аресте подразделением судебных приставов в местах хранения товаров и транспортных средств, имущества, изъятого (арестованного) таможенным органом для обеспечения взыскания по делу о НТП;
- предоставляют по письменному запросу старшего судебного пристава автотранспорт, организуют сопровождение и охрану груза, осуществление иных действий, направленных на обеспечение принудительного исполнения постановления таможенного органа.
12. При передаче арестованного имущества на склад временного хранения (СВХ) составляется акт приема-передачи.
В акте, который составляется в 7 экземплярах, должны быть указаны полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных равноценных предметов, число вскрытых мест, внешний вид, комплектность, целостность упаковки, сроки годности (реализации), цена за единицу товара, общий вес брутто, занимаемая им площадь.
Первый экземпляр акта приема-передачи приобщается к материалам дела, по которому вынесено постановление таможенного органа, второй экземпляр передается в отдел бухгалтерского учета и контроля таможенного органа, третий - в отдел исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях таможенного органа, четвертый - в отдел таможенных платежей (если к исполнению обращается постановление о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку их уплаты за счет имущества организации-должника), пятый - судебному приставу-исполнителю, шестой - на склад, седьмой направляется (вручается) должнику.
13. С целью ускорения обмена необходимой информацией переписка между таможенными органами и подразделениями судебных приставов может осуществляться с использованием электронных средств связи (факс, модем и др.), при этом оригиналы документов должны направляться заказным письмом.
14. Срок предъявления к исполнению постановлений таможенных органов по делам о НТП подразделениям судебных приставов составляет 6 месяцев со дня вынесения постановления, а постановлений о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку их уплаты за счет имущества должника-организации - 3 дня со дня вынесения постановления.
Срок предъявления постановления таможенного органа к исполнению прерывается в следующих случаях: при предъявлении постановления к исполнению и при частичном исполнении постановления должником. После перерыва срока предъявления постановления к исполнению исчисление срока возобновляется.
15. Если судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности и возвращает исполнительный документ, таможенный орган при наличии у него информации о нахождении должника или его имущества вправе в течение срока, установленного для предъявления данного вида исполнительного документа к исполнению, направить его вновь судебному приставу для возбуждения исполнительного производства.
16. Если после возбуждения исполнительного производства по постановлению таможенного органа должник полностью погасил сумму взыскания, то таможенный орган направляет в подразделение судебных приставов уведомление о фактическом исполнении исполнительного документа для принятия решения об окончании исполнительного производства.
К уведомлению прилагаются заверенные таможенным органом копии документов, подтверждающих произведенную оплату.
17. Если после возбуждения исполнительного производства подразделением судебных приставов по постановлению таможенного органа подана жалоба в суд на решения, действия или бездействие таможенного органа или его должностных лиц, таможенный орган сообщает об этом подразделению судебных приставов, возбудившему исполнительное производство.
18. Таможенный орган вправе обжаловать действия судебного пристава по исполнительному производству в суде по месту нахождения судебного пристава в 10-дневный срок со дня совершения действия.
19. Таможенный орган вправе получать информацию о ходе исполнительного производства на любой его стадии путем официального обращения в службу судебных приставов.
20. Судебный пристав обязан принять к исполнению исполнительный документ и в 3-дневный срок со дня его поступления к нему вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, копию которого не позднее следующего дня после вынесения постановления направляет таможенному органу.
В постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.
21. Судебный пристав возвращает постановление таможенного органа в 3-дневный срок со дня его поступления, если оно направлено в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению или не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам согласно ст.8 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет его копию таможенному органу. В постановлении устанавливается срок для устранения допущенных нарушений.
При устранении нарушений в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, постановление таможенного органа считается поступившим в день первоначального его поступления к судебному приставу. Нарушение срока для устранения допущенных нарушений не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу в общем порядке.
22. По истечении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока добровольного исполнения постановления таможенного органа (5 дней) оно подлежит исполнению подразделением судебных приставов в принудительном порядке.
23. Исполнительные действия должны быть совершены, содержащиеся в постановлении таможенного органа требования должны быть исполнены судебным приставом в 2-месячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
24. Если требования, изложенные в постановлении таможенного органа, неясны, судебный пристав вправе обратиться с заявлением о разъяснениях к таможенному органу, который должен рассмотреть это заявление в 10-дневный срок со дня его поступления.
25. При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон вправе обратиться в таможенный орган, вынесший постановление, с заявлением об отсрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения и об оказании содействия в исполнении.
Решение о приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав в 3-дневный срок должен сообщить таможенному органу.
26. Если в процессе исполнения постановления таможенного органа изменилось место жительства должника, его работы или нахождения, либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует, или его недостаточно для погашения задолженности перед таможенным органом, судебный пристав незамедлительно составляет об этом акт и не позднее следующего дня после его составления направляет постановление таможенного органа вместе с копией этого акта судебному приставу по новому месту жительства, работы, нахождения должника, либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает таможенный орган, вынесший постановление.
27. Постановление таможенного органа, направленное одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу-исполнителю, должно быть принято к исполнению теми, кому оно направлено. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются.