Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 февраля 2001 года N 190

Об утверждении Правил по охране
труда в таможенных органах

(с изменениями на 8 апреля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 15 апреля 2008 года N 403
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ГТК России от 8 апреля 2004 года N 432.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В тексте настоящего документа слово "сотрудник" заменено на слова "должностное лицо" в соответствующем падеже и числе - приказ ГТК России от 8 апреля 2004 года N 432.

____________________________________________________________________  


Во исполнение плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и пожарной безопасности в таможенных органах Российской Федерации на 2001 год

приказываю:

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Правила по охране труда в таможенных органах Российской Федерации (приложение).

2. Считать утратившими силу введенные в действие приказом ГТК России от 23 октября 1995 года N 636 в п.1 абзац 6 "Единые правила по охране труда для таможенных органов Российской Федерации".

3. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и организаций, подведомственных ГТК России, при организации и проведении работ по охране труда руководствоваться Правилами, указанными в п.1 настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России В.А.Крутских.

Председатель Комитета
генерал-полковник
 таможенной службы
М.В.Ванин

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 21 февраля 2001 года N 190

Правила по охране труда в таможенных
органах Российской Федерации

(с изменениями на 8 апреля 2004 года)

____________________________________________________________________

В тексте настоящих Правил слово "сотрудник" заменено на слова "должностное лицо" в соответствующем падеже и числе - приказ ГТК России от 8 апреля 2004 года N 432. - См. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________  


Настоящие Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 18 июня 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по охране труда.

I. Общие требования

1. Настоящие Правила по охране труда в таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила) распространяются на должностных лиц (работников) таможенных органов Российской Федерации.

2. Во всех подразделениях таможенных органов должны быть созданы здоровые и безопасные условия труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на работодателя - начальника таможенного органа и руководителей соответствующих структурных подразделений при возложении на них работодателем соответствующих обязанностей по обеспечению охраны труда.

3. Начальник таможенного органа обязан использовать и внедрять безопасную технику и технологические процессы, современные средства техники безопасности, предупреждающие травматизм, обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных и других заболеваний, связанных с условиями труда должностных лиц (работников).

4. Проектируемые, вводимые в эксплуатацию новые, реконструируемые и действующие таможенные объекты, помещения, оборудование, машины, механизмы, приспособления, приборы и аппаратура, являющиеся собственностью таможенных органов или арендованные у сторонних организаций, должны полностью отвечать требованиям государственных стандартов, строительных и санитарных норм и правил, других нормативных правовых актов по охране труда, а также настоящих Правил.

5. При отсутствии в нормативных правовых актах по охране труда требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, начальник таможенного органа по согласованию с вышестоящим руководством принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда.

6. Должностное лицо (работник) обязан выполнять следующие основные требования безопасности:

- своевременно проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;

- проходить инструктажи и обучение по охране труда в соответствии с Положением о порядке проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда должностных лиц (работников) таможенных органов Российской Федерации;

- соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять только порученную ему в соответствии с должностной инструкцией или распоряжением руководства таможенного органа работу;

- знать и соблюдать требования нормативных правовых актов по охране труда;

- не допускать в работе применение несертифицированного и неисправного оборудования, машин, механизмов, инструмента, приборов, аппаратов, средств индивидуальной и коллективной защиты;

- при исполнении служебных обязанностей применять средства индивидуальной и коллективной защиты в зависимости от вида выполняемых работ;

- обеспечивать соблюдение работниками транспорта, пассажирами правил техники безопасности на вверенном ему участке досмотра (для должностного лица);

- при проведении досмотра применять исправные технические средства таможенного контроля в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации на данное техническое средство (для должностного лица);

- производить досмотр в застегнутой одежде (для должностного лица);

- проявлять осторожность при досмотре незнакомых веществ и предметов во избежание облучения, отравлений, ожогов, взрывов и т.п.;

- соблюдать на объектах таможенных органов меры пожарной безопасности;

- немедленно сообщать непосредственному начальнику о любом несчастном случае, произошедшем на рабочем месте, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;

- уметь оказать первую (доврачебную) помощь;

- знать и соблюдать правила личной гигиены;

- курить разрешается лишь в специально отведенных для этого местах, обеспеченных средствами пожаротушения: урнами, ящиками с песком и емкостями с водой, места для курения должны быть обозначены соответствующими знаками безопасности.

7. На опасных участках должна быть нанесена разметка, установлены знаки безопасности.

8. Подразделения таможенных органов должны быть укомплектованы средствами индивидуальной и коллективной защиты, аптечками, первичными средствами пожаротушения.

9. Должностные лица (работники), прибывшие на службу (работу) и заявляющие о неудовлетворительном состоянии здоровья, направляются на обследование в медицинское учреждение.

10. Организация работы по охране труда в таможенных органах должна осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, отраслевыми положениями и программами, рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

II. Требования к производственным
(технологическим) процессам

1. Требования безопасности при досмотре
автотранспортных средств и
 перевозимых на них товаров

1. Досмотр автотранспортных средств и перевозимых на них товаров должен производиться на специально оборудованных таможенными органами досмотровых площадках с навесами, смотровыми ямами, эстакадами, подъемно-транспортными механизмами, знаками безопасности и знаками дорожного движения. Площадки должны быть хорошо освещены, а в зимнее время года очищены от снега и посыпаны песком.

2. Ямы и эстакады должны иметь переходные мостики, направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможного падения автосредства в смотровую яму или эстакаду во время его передвижения.

3. Переходить через досмотровые ямы или эстакады следует только по переходным мостикам.

4. Находиться на подножках, крыльях, крышах полуприцепов, прицепов, кузовов, кабин во время движения автосредства должностным лицам запрещается.

5. Таможенный досмотр автосредства с работающим двигателем и незаторможенными колесами запрещается.

6. В случае выполнения досмотровых операций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенное автотранспортное средство специальные козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки).

7. Запрещается:

- производить досмотровые работы на автосредстве со снятыми колесами, вывешенном только на подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

- подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи и другие предметы, не предназначенные специально для этой цели.

8. При досмотре двигателя у автомашин с поднимающейся кабиной предварительно следует лично проверить крепление кабины упорной штангой.

9. При необходимости досмотра приборов и частей двигателя автомашины вскрытие их производит водитель автомашины.

10. В дождь, снегопад, гололед - соблюдать осторожность при входе в полуприцеп, прицеп, кузов, кабину и выходе из них, подножки должны были очищены от грязи, снега, льда.

11. При вскрытии автофургонов с товаром необходимо находиться на безопасном расстоянии от открывающихся дверей во избежание травм в случае выпадения товара или ушиба дверью автофургона.

12. При досмотре автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами применяются лестницы-стремянки.

13. В случае возникновения необходимости в разборке автотранспортных средств для досмотра его отдельных агрегатов (двигателя, заднего и переднего мостов и т.д.) их снятие производится на отдельной (специальной) площадке или в боксе при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими полную безопасность досмотра, до разборки автотранспортного средства топливо и масло должны быть слиты в специальные емкости.

14. Для устранения опасности ожога или поражения электрическим током при досмотре необходимо соблюдать осторожность при прикосновении к горячим частям двигателя, кузова, электрооборудованию автосредства.

15. Должностным лицам запрещается запускать двигатель, отъезжать на подконтрольных транспортных средствах с места досмотра и допускать запуск двигателя и отъезд подконтрольных лиц до окончания досмотра.

16. Запрещается производить досмотр автотранспортных средств на открытых, незащищенных площадках, в грозу, метель, при сильном ветре и интенсивных атмосферных осадках.

17. Должностные лица, работающие на автотранспорте, электроустановках, разгрузочно-погрузочных механизмах, осуществляющие строповку, должны пройти специальное обучение, аттестацию и иметь соответствующее удостоверение, аттестация должностных лиц производится в специализированных учебных центрах соответствующего профиля.

18. Досмотр транспортных средств, перевозящих опасные товары, а также бензобаков автотранспортных средств необходимо производить с соблюдением требований (см. раздел II.6) настоящих Правил.

19. При досмотре автомобиля должен быть исключен доступ в кабину всех лиц во избежание запуска двигателя и движения автомобиля, при этом зажигание должно быть выключено, рычаг переключения коробки скоростей должен находиться в нейтральном положении и автомобиль заторможен стояночным тормозом.

     

2. Требования безопасности при досмотре
железнодорожных транспортных средств
и перевозимых на них товаров

1. При нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной от них близости для производства таможенного досмотра подвижного состава должностные лица обязаны соблюдать следующие меры безопасности:

- проходить вдоль путей только по их обочине или посередине междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, сцепками вагонов, предметами, выступающими за пределы очертания габаритов погрузки и подвижного состава;

- обращать внимание во избежание падения на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации и связи);

- при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состава по этому пути;

- переходить путь под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии на опасном расстоянии подвижного состава;

- не становиться на стрелочном переводе между остряком и рамным рельсом и в желоб электропривода;

- при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться только тормозными площадками, предварительно проверив надежность подножек и поручней, при сходе с тормозной площадки держаться за поручни и спускаться лицом к вагону;

- переход через пути в районе стрелок нужно осуществлять не доходя до предельного столбика не менее чем на 20 метров;

- обход стоящего подвижного состава разрешен на расстоянии не ближе 3 метров, а разрыв между вагонами должен быть не менее 5 метров.

2. Начинать таможенный досмотр поезда можно только при полной его готовности к отправлению в присутствии у состава главного кондуктора поезда или члена локомотивной бригады.

3. Во время досмотра вагонов необходимо соблюдать правила электробезопасности, досмотр объектов вагона производится только после того, как будет получен доклад от поездного электромеханика или проводника, сопровождающего должностное лицо о том, что токоведущие части отключены.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»