____________________________________________________________________
Не действует с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 29 октября 2003 года N 1222
____________________________________________________________________
Во исполнение п.2 приказа ГТК России от 31 августа 2000 года N 784 "Об утверждении порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера" (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2000 N 2412) направляем для применения в работе разработанные Методические рекомендации о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера.
Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
Б.М.Гутин
ТИПОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению проверки финансово-хозяйственной
деятельности таможенного брокера
Настоящие типовые Методические рекомендации (далее - Рекомендации), разработанные во исполнение приказа ГТК России от 31 августа 2000 года N 784 "Об утверждении порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера" (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2000 N 2412), содержат методику проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) таможенных брокеров сотрудниками таможенных органов.
I. Общие положения
1. При проведении проверки ФХД таможенного брокера осуществляется предварительное тестирование организации-владельца лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. При этом используются следующие документы:
- устав и учредительный договор;
- протоколы общего собрания учредителей, содержащие решения собрания, в том числе решения об изменении размера уставного капитала;
- документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты приходования имущества, переданного в уставный капитал в натуральной форме и т.д.);
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица, документы о регистрации в органах статистики, инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Пенсионном фонде, фондах занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования;
- договор на банковское обслуживание, справки об открытии счетов в банках;
- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности, в том числе лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и ее копии;
- внутренние положения, приказы и другие распорядительные документы;
- документы, подтверждающие права владения помещением, основными средствами (договоры купли-продажи, аренды основных средств, договоры аренды (субаренды) помещений, свидетельства о праве собственности);
- другие документы и сведения, необходимые для целей проверки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 ГК РФ.
2. В ходе изучения документов, указанных в п.1, необходимо установить:
- виды деятельности экономического субъекта;
- размер уставного капитала, доли каждого учредителя, в каком размере и виде оплачены доли учредителями в уставном капитале;
- правильность оформления документов по взносам в уставный капитал;
- организационно-правовую форму таможенного брокера;
- другие сведения, необходимые для целей проверки.
В соответствии с абзацем 2 п.1 Положения о таможенном брокере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года N 873, казенное предприятие не может быть таможенным брокером.
Организационно-правовая форма организации, а значит, и размер уставного капитала, а также учредительные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями главы 4 ГК РФ и федеральных законов от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации 01.01.96 N 1 ст.1, 31.05.99 N 22 ст.2672, 17.06.96 N 25 ст.2956) и от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации 16.02.98 N 7 ст.785, 13.07.98 N 28 ст.3261, 04.01.99 N 1 ст.2).
Полученные сведения необходимы для формирования предварительных сведений о правовой и хозяйственной деятельности таможенного брокера и являются первым этапом при проведении проверки ФХД таможенного брокера.
3. Предварительное тестирование включает изучение следующих вопросов:
Возможность предъявления товаров и транспортных средств для таможенного контроля, наличие обустроенных помещений или иных мест, где может быть произведен таможенный контроль своевременно и в полном объеме (наличие договоров со складами временного хранения (СВХ), таможенными складами (ТС) или лицензии на учреждение СВХ (ТС) непосредственно у организации - владельца лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера), а также возможность осуществления транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки, упаковки или переупаковки товаров.
Соблюдение ограничений, установленных лицензией на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, в отношении товаров в соответствии с ТН ВЭД России и видов транспорта (по базе данных ГТД, имеющейся в таможенном органе, квартальным и годовым отчетам, представляемым таможенным брокером в таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а также документам, представленным таможенным брокером в ходе проведения выездной проверки).
Наличие и срок действия квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, а также вида и срока трудового договора между таможенным брокером и специалистами по таможенному оформлению.
Необходимо также изучить документы и сведения об аннулировании, отзыве или приостановлении действия квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению на предмет возможного использования таможенным брокером услуг специалистов, не имеющих квалификационных аттестатов.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п.3.3 Положения о специалисте по таможенному оформлению, утвержденному приказом ГТК России от 18 марта 1998 года N 152 (зарегистрирован в Минюсте России 21.04.98 N 1513), п.1.12 и 1.14 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.07.98 N 392 (зарегистрирован в Минюсте России 07.07.98 N 1553):
- срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению I категории - 3 года, II категории - 2 года;
- право специалиста совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера подтверждает таможенный брокер, представляя в таможенный орган учетную карточку специалистов по таможенному оформлению, а также письменное уведомление об утрате специалистом права совершения действий по таможенному оформлению от имени этого таможенного брокера.
Наличие и срок действия договора страхования риска ответственности таможенного брокера за нарушение договора перед представляемыми лицами, а также продление договора страхования риска ответственности в случае, если срок договора меньше срока действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
В соответствии с п.3 ст.158 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) сумма страхования не может быть меньше 10000-кратного установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Наличие, виды и сумма обеспечения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами.
При этом необходимо учитывать следующее:
1) расчет и перерасчет суммы обеспечения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами осуществляется в соответствии с требованиями таможенного законодательства на основании бизнес-плана деятельности таможенного брокера, годового отчета таможенного брокера об осуществлении его расчетов с таможенными органами, а также данных, имеющихся в таможенных органах;
2) в качестве залога принимаются товары и транспортные средства, свободная (рыночная) цена которых эквивалентна установленной сумме обеспечения;
3) срок действия договора о залоге, принимаемом таможенным органом в качестве обеспечения обязательств таможенного брокера, не может быть менее 15 месяцев, банковской гарантии - менее одного года (п.5.17 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов). В течение 7 календарных дней до дня истечения срока действия договора о залоге, банковской гарантии таможенный брокер обязан обеспечить свои обязательства перед таможенными органами путем заключения нового договора о залоге, возобновления гарантийного обязательства или в иной форме (гарантией банка или иного кредитного учреждения, гарантией (поручительством) третьего лица, внесением на депозит таможенного органа денежных средств). Разрыв в обеспечении обязательств таможенного брокера перед таможенными органами является нарушением условий деятельности таможенного брокера, влекущим ответственность в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
4) залогодатель обязан страховать за свой счет принятый в залог предмет залога на его полную стоимость, в том случае, если предмет залога остается у него, поэтому необходимо проверять наличие и срок действия договора страхования (страхового полиса) предмета залога;
5) если по договору залога предмет залога остается у залогодателя, то не допускается продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога, поэтому необходимо проверять фактическое наличие предмета залога у залогодателя;
6) в бухгалтерском учете залогодателя при предоставлении под залог имущества в соответствии с планом счетов делается запись по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" на сумму заложенного имущества в оценке, произведенной сторонами в договоре залога, которая оказывается также в строке (стр.) 403 справки к разделу 3 формы N 5 приложения к бухгалтерскому балансу (организациями, не являющимися субъектами малого предпринимательства).
Наличие и сроки действия договоров с контролирующими органами в отношении декларируемых товаров для обеспечения ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического, экологического, радиационного контроля, контроля соответствия товаров и транспортных средств ГОСТ и СаН ПиН и других видов государственного контроля (п.9.3п Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов).
Наличие, правильность оформления договоров с представляемыми лицами, a также их регистрация в книге реестра заключенных договоров с представляемыми лицами.
В соответствии с п.3 ст.157 ТК РФ, п.1.9 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, договор таможенного брокера с представляемым лицом должен быть нотариально удостоверен. Нотариальное удостоверение не требуется, если предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает размера, установленного таможенным законодательством, если предметом договора является совершение действий при предварительных операциях, а также в иных случаях, предусмотренных ГТК России.
Вместе с тем представление нотариально удостоверенных договоров в момент подачи ГТД не обязательно. Договоры должны быть нотариально удостоверены в течение отчетного квартала (письмо ГТК России от 1 июля 1999 года N 01-15/18315).
Все заключенные договоры таможенного брокера с представляемыми лицами должны быть внесены в книгу реестра заключенных договоров.
Анализ заключения уполномоченной аудиторской фирмы о финансовом состоянии таможенного брокера (при наличии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" (Собрание законодательства Российской Федерации 12.12.94 N 33 ст.3451, 01.05.95 N 18 ст.1674) определены основные критерии деятельности организаций, по которым их аудиторская проверка является обязательной.
При анализе аудиторского заключения необходимо обратить внимание на показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, эффективности хозяйственной деятельности таможенного брокера.
Наличие актов по упрощенной форме и дел о нарушении таможенных правил (НТП), заведенных в отношении таможенного брокера, и статей ТК РФ, по которым они были заведены.
Расчеты с таможенными органами, в том числе наличие и своевременное погашение задолженности таможенного брокера перед таможенными органами по предоставленным рассрочкам и отсрочкам уплаты таможенных платежей, пеней, наложенным взысканиям по делам о НТП, случаев списания с депозита.
4. При необходимости получения дополнительных документов и сведений о деятельности таможенного брокера при проведении проверки ФХД, в том числе достоверности декларирования товаров и транспортных средств, осуществляется встречная проверка лиц, имеющих хозяйственные связи с проверяемым таможенным брокером, путем истребования у этих лиц в соответствии с установленным порядком необходимых документов и сведений, относящихся к деятельности проверяемого таможенного брокера. Например, проводится сравнительный анализ документов и сведений, по товарам и транспортным средствам, представленных таможенным брокером, и документов и сведений, имеющихся у СВХ (ТС), осуществлявших хранение указанных товаров и транспортных средств.
II. Проведение камеральной проверки
финансово-хозяйственной
деятельности таможенного брокера
5. В соответствии с разделом II приказа ГТК России от 31.08.2000 N 784 камеральная проверка ФХД таможенного брокера проводится путем анализа отчетности, в том числе бухгалтерской, документов и сведений, представляемых таможенным брокером в таможенный орган, выдавший лицензию, и документов и сведений, имеющихся в таможенных и других контролирующих органах, о деятельности таможенного брокера.
6. По результатам анализа отчетности производится оценка вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет представленного таможенными брокерами обеспечения, их способности осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации, а также делается вывод о возможности (необходимости) пересчета первоначальной суммы таможенных платежей.
7. Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, размер и источники заемных средств, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, объем выручки от реализации и размер прибыли.
На основе данных бухгалтерского баланса рассчитываются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности таможенного брокера. Сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением, использованием финансовых ресурсов. Для таможенных органов финансовая устойчивость таможенного брокера - это состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает своевременное и полное выполнение таможенным брокером обязательств по уплате таможенных платежей и наложенных взысканий перед таможенными органами.
8. Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с п.13 приказа ГТК России от 31 августа 2000 года N 784 должна содержать:
бухгалтерский баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
отчет об изменениях капитала (форма 3);
отчет о движении денежных средств (форма 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
пояснительную записку;
обособленное (дополнительное) указание выручки (нетто) от реализации услуг таможенного брокера, а также прибыли от реализации этих услуг, если организация осуществляет иные виды деятельности помимо оказания услуг таможенного брокера.