Приложение
к постановлению Минтруда России
от 1 ноября 2000 года N 79
Методические рекомендации
по разработке отраслевых программ содействия занятости
I. Общие положения
Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям, отраслевым акционерным обществам в проведении работы по поддержанию занятости, более эффективному использованию кадрового потенциала отрасли экономики (далее - отрасль).
Отраслевая программа содействия занятости населения (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по материальным и финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий занятости в отрасли, профессиональное развитие персонала, социальную поддержку высвобождаемых из отрасли работников, а также содействие занятости безработных граждан.
Разработка программ предусмотрена Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 828 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4005; 1999, N 26, ст.3184), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы, отраслевыми тарифными соглашениями.
Программы разрабатываются в соответствии со схемой, предусмотренной приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669) для всех целевых программ.
Разработка и реализация Программы как комплексного документа предполагает объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных организаций.
Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях реформирования экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2-3 года) с их ежегодной корректировкой с учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.
При разработке Программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:
комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отрасли и смягчению напряженности на рынке труда территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации (далее предприятия) отрасли, а также привлечение всех заинтересованных органов к разработке и реализации Программы;
приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала предприятий отрасли, содействие занятости высвобождаемых работников, организация общественных работ и временной занятости для безработных граждан и незанятого населения и др.);
четкого разграничения сферы ответственности федеральных органов исполнительной власти, открытых акционерных обществ, объединений работодателей, объединений профсоюзов, трудовых коллективов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, общественных организаций за разработку и реализацию Программы;
минимизации всех затрат и эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.
* * *
Приоритеты Программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отрасли, а также государственной политики занятости, определенной Федеральной целевой программой содействия занятости населения на соответствующий период.
Программы разрабатываются с учетом специфики работы каждой отрасли и могут иметь соответствующие отклонения от данных рекомендаций.
II. Этапы разработки и реализации Программы
Разработка программы осуществляется по следующим этапам.
1. Принятие решения о разработке Программы.
Для разработки Программы целесообразно издать приказ руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, в котором определяются сроки разработки программы и состав рабочей группы по ее подготовке. В состав рабочей группы целесообразно включать руководителей основных подразделений федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого союза работодателей, представителей отраслевого профсоюза и отраслевых научно-исследовательских организаций.
2. Формирование Программы.
Данный этап является основным этапом разработки Программы и включает: определение ее структуры, целей и задач, содержания основных разделов, разработку перечня документов и материалов, необходимых для подготовки Программы, а также их сбор, анализ и обобщение, подготовку проекта Программы, в который целесообразно включить ожидаемые конечные результаты ее реализации. При определении целей и задач Программы рекомендуется руководствоваться общероссийскими и отраслевыми нормативными правовыми актами в области занятости населения и трудовых отношений.
3. Оценка и экспертиза Программы.
На данном этапе проводится согласование проекта Программы с соответствующими общероссийскими объединениями работодателей, центральным органом отраслевого профсоюза и Минтрудом России.
4. Утверждение Программы.
Проект Программы рекомендуется рассмотреть и утвердить на заседаниях коллегии федерального органа исполнительной власти, совета директоров отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей.
После утверждения Программы федеральный орган исполнительной власти, государственная компания, отраслевое акционерное общество, отраслевое объединение работодателей совместно с отраслевым профсоюзом организуют работу по ее реализации, которая проводится по двум направлениям: