МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2000 года N 79
В целях выполнения пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 327 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст.1717) Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок
Приложение
к постановлению Минтруда России
от 1 ноября 2000 года N 79
Методические рекомендации
по разработке отраслевых программ содействия занятости
I. Общие положения
Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям, отраслевым акционерным обществам в проведении работы по поддержанию занятости, более эффективному использованию кадрового потенциала отрасли экономики (далее - отрасль).
Отраслевая программа содействия занятости населения (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по материальным и финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий занятости в отрасли, профессиональное развитие персонала, социальную поддержку высвобождаемых из отрасли работников, а также содействие занятости безработных граждан.
Разработка программ предусмотрена Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 828 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4005; 1999, N 26, ст.3184), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы, отраслевыми тарифными соглашениями.
Программы разрабатываются в соответствии со схемой, предусмотренной приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669) для всех целевых программ.
Разработка и реализация Программы как комплексного документа предполагает объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных организаций.
Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях реформирования экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2-3 года) с их ежегодной корректировкой с учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.
При разработке Программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:
комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отрасли и смягчению напряженности на рынке труда территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации (далее предприятия) отрасли, а также привлечение всех заинтересованных органов к разработке и реализации Программы;
приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала предприятий отрасли, содействие занятости высвобождаемых работников, организация общественных работ и временной занятости для безработных граждан и незанятого населения и др.);
четкого разграничения сферы ответственности федеральных органов исполнительной власти, открытых акционерных обществ, объединений работодателей, объединений профсоюзов, трудовых коллективов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, общественных организаций за разработку и реализацию Программы;
минимизации всех затрат и эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.
* * *
Приоритеты Программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отрасли, а также государственной политики занятости, определенной Федеральной целевой программой содействия занятости населения на соответствующий период.
Программы разрабатываются с учетом специфики работы каждой отрасли и могут иметь соответствующие отклонения от данных рекомендаций.
II. Этапы разработки и реализации Программы
Разработка программы осуществляется по следующим этапам.
1. Принятие решения о разработке Программы.
Для разработки Программы целесообразно издать приказ руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, в котором определяются сроки разработки программы и состав рабочей группы по ее подготовке. В состав рабочей группы целесообразно включать руководителей основных подразделений федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого союза работодателей, представителей отраслевого профсоюза и отраслевых научно-исследовательских организаций.
2. Формирование Программы.
Данный этап является основным этапом разработки Программы и включает: определение ее структуры, целей и задач, содержания основных разделов, разработку перечня документов и материалов, необходимых для подготовки Программы, а также их сбор, анализ и обобщение, подготовку проекта Программы, в который целесообразно включить ожидаемые конечные результаты ее реализации. При определении целей и задач Программы рекомендуется руководствоваться общероссийскими и отраслевыми нормативными правовыми актами в области занятости населения и трудовых отношений.
3. Оценка и экспертиза Программы.
На данном этапе проводится согласование проекта Программы с соответствующими общероссийскими объединениями работодателей, центральным органом отраслевого профсоюза и Минтрудом России.
4. Утверждение Программы.
Проект Программы рекомендуется рассмотреть и утвердить на заседаниях коллегии федерального органа исполнительной власти, совета директоров отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей.
После утверждения Программы федеральный орган исполнительной власти, государственная компания, отраслевое акционерное общество, отраслевое объединение работодателей совместно с отраслевым профсоюзом организуют работу по ее реализации, которая проводится по двум направлениям:
а) управление реализацией Программы.
В целях организации работы по выполнению Программы целесообразно принять приказ о мерах по ее реализации, в котором определить ответственных за выполнение каждого пункта плана мероприятий по содействию занятости населения в отрасли, а также сроки представления информации о ходе реализации Программы;
б) контроль за ходом выполнения Программы.
Контроль за ходом реализации Программы целесообразно осуществлять на основе анализа динамики ее основных показателей по материалам отчетов исполнителей и проведенных проверок. Рекомендуется периодически рассматривать ход выполнения важнейших мероприятий Программы на совещаниях у руководства федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, отраслевого профсоюза.
III. Подготовка основных
разделов Программы
Разработку Программы целесообразно проводить с учетом рекомендуемой структуры (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям) по следующим этапам:
1. Анализ ситуации в сфере занятости по отрасли, создание рабочих мест в отрасли.
Это исходный этап аналитической работы по подготовке Программы. Его цель - определить изменения занятости в отрасли и положение на отраслевом рынке рабочей силы.
Следует проанализировать информацию за последние 3-5 лет по следующим направлениям:
а) динамика занятости по отрасли.
Целесообразно проанализировать изменение численности занятых и объема производства по отрасли в целом, в том числе по субъектам Российской Федерации, соотношение мужчин и женщин среди занятых, возрастной состав и распределение работников по уровню образования, а также изменение доли занятых на крупных, средних и малых предприятиях, распределение занятых по предприятиям различных форм собственности;
б) изменение профессионально-квалификационного состава занятых.
Для проведения анализа изменений профессионально-квалификационной структуры занятых необходимо собрать и обработать имеющиеся статистические данные по отрасли, характеризующие занятых в ней работников по профессиям рабочих и должностям служащих за ряд лет. Так как профессий рабочих и должностей служащих насчитывается свыше десяти тысяч и анализ такого информационного массива очень сложен, то потребуется предварительная обработка данных с целью их систематизации на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367.
Рекомендуется провести анализ:
произошедших изменений в распределении работников отрасли по профессионально-квалификационным группам;
тенденций реформирования кадрового потенциала отрасли;
распределения работников по профессиональным и возрастным группам;
движения работников по различным профессионально-квалификационным группам.
Анализируемые изменения зависят во многом от демографической ситуации, сложившейся в конкретном регионе, от уровня оплаты труда, а также от условий труда и технической оснащенности на предприятиях отрасли. Более "молодая" возрастная структура занятых предпочтительнее "старой" в связи с тем, что представители молодых возрастов имеют, как правило, более высокую профессиональную подготовку. Располагая данными о реальной численности выходящих на пенсию лиц, достигших пенсионного возраста, можно рассчитать коэффициент реального выхода на пенсию (определяется путем деления числа лиц, достигших пенсионного возраста и вышедших на пенсию, на число лиц, достигших пенсионного возраста), который в последующей работе рекомендуется использовать при прогнозировании численности потоков замещения работников различных профессионально-квалификационных групп данной отрасли.
Наряду с этим целесообразно проанализировать данные о численности работников, прошедших повышение квалификации, переподготовку, обучение вторым и смежным профессиям (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям) за последние три года, а также периодичность повышения квалификации в отрасли.
При этом следует сопоставить периодичность повышения квалификации в отрасли с действующими нормативами, определенными Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 года N 369/92-14-147/20/18-22 (для руководящих работников и специалистов - не реже 1 раза в 5 лет, для рабочих - не реже 1 раза в год).
Следует также проанализировать роль системы отраслевого профессионального обучения в развитии качества рабочей силы. При этом целесообразно рассмотреть трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях отрасли, соответствие профиля подготавливаемых рабочих и специалистов потребности отрасли в кадрах;
в) сравнительное сопоставление динамики производства и занятости.
Проводится на основе сбора статистических данных об изменении по годам в отрасли объема производства и среднесписочной численности занятых в производстве (по основной деятельности) в абсолютных и относительных величинах (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
Необходимо оценить, в какой мере динамика численности основного персонала соответствует динамике объема производства (по основной деятельности). При этом следует учитывать специфику связи различных категорий персонала с выпуском продукции (выполнением отраслью основных ее функций), проведение организационно-технических мероприятий по снижению трудоемкости продукции и введение технологических новшеств, позволяющих снизить удельную трудоемкость.
Если в отрасли продолжают сохраняться значительные масштабы непрофильной деятельности (собственное жилищно-коммунальное хозяйство, организация сферы культуры и отдыха, медицинского обслуживания, дошкольного воспитания и профессионального образования и др.), соответствующие виды деятельности подлежат самостоятельному анализу. При этом потребуется систематизировать статистические данные, показывающие, как изменился объем соответствующей деятельности и численность занятого персонала, его доля в общей численности занятых в отрасли.
Целесообразно изучить изменение численности, квалификации, профессионального и возрастного состава работников, изменение условий труда и его оплаты в связи с диверсификацией производства, а также рассмотреть изменение количества предприятий отрасли (по крупным, средним, малым предприятиям), в том числе по субъектам Российской Федерации;
г) создание рабочих мест в отрасли.
Рекомендуется обобщить и проанализировать (в соответствии с приложением N 8 к настоящим Методическим рекомендациям) статистические данные за последние три года по:
движению числа рабочих мест;
динамике числа ликвидированных рабочих мест и вновь созданных рабочих мест в целом по отрасли, в том числе по субъектам Российской Федерации;
компенсации ликвидированных рабочих мест вводом новых (отношение численности принятых на вновь введенные рабочие места к численности уволенных в связи с сокращением численности персонала);
изменению структуры рабочих мест в целом по отрасли и по субъектам Российской Федерации;
стоимости создания нового рабочего места и стоимости сохраненного рабочего места;
созданию рабочих мест в рамках соответствующих федеральных целевых программ, инвестиционных, региональных и отраслевых программ;
доле рабочих мест с заработной платой не ниже прожиточного минимума в общем числе рабочих мест;
отраслевым приоритетам в развитии и сохранении перспективных рабочих мест;
учету особенностей ситуации на региональных рынках труда при ликвидации рабочих мест и создании новых;
источникам финансирования создания новых рабочих мест;
д) формирование и удовлетворение текущего спроса отрасли на рабочую силу и ее предложение.
Целесообразно начать с анализа движения рабочей силы, изменения соотношения численности принятых и выбывших работников по предприятиям отрасли по годам. При этом при анализе численности принятых работников необходимо обратить внимание на принятых на вновь введенные рабочие места, а при анализе выбывших - на выбывших в связи с сокращением численности персонала. Используя статистические данные о приеме и выбытии работников, необходимо определить степень восполнения выбытия (приложения N 4 и 5 к настоящим Методическим рекомендациям).