МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2000 года N БГ-3-03/440
Об утверждении Методических рекомендаций по применению
главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации
(подакцизные товары)
(с изменениями на 21 мая 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 26 января 2007 года N САЭ-3-03/34@
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198;
приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417;
приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257.
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, N 32, ст.3340)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
Министр
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.И. Букаев
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 22 "Акцизы" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
(подакцизные товары)
(с изменениями на 21 мая 2003 года)
1. В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вводится в действие с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых указанным выше Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Учитывая изложенное, положения главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса применяются при определении суммы акциза по подакцизным товарам, отгруженным с 1 января 2001 года.
С даты введения в действие главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса утрачивает силу Федеральный закон от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах". Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.05.2000 N 61 "О порядке исчисления и уплаты акцизов", изданная в соответствии с указанным законом, не применяется с 1 января 2001 года.
2. При применении пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее.
2.1. К спирту этиловому, признаваемому подакцизным товаром, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются.
Таким образом, поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения", данный спирт признается подакцизным товаром.
Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только при одновременном соблюдении следующих условий:
данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ) должен быть произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
данный товар должен пройти государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
С 1 января 2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.
При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257).
В соответствии с пунктом 27 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ) с 1 января 2002 года освобождена от налогообложения акцизами реализация организациями денатурированного спирта из всех видов сырья, осуществляемая в порядке, установленном Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4553) (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257).
Согласно Федеральному закону от 29.05.2001 N 57-ФЗ с 1 января 2002 года для освобождения от налогообложения акцизами операций по реализации денатурированного этилового спирта не требуется осуществление этих операций по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, поскольку в определенном Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ порядке такие специальные разрешения на поставку этилового спирта не предусмотрены (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ("Парламентская газета", 27.07.2002, NN 140-141) поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Российской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257).
Таким образом, с 1 января 2002 года операции по реализации денатурированного этилового спирта были освобождены от налогообложения акцизом, а с 27 июля 2002 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 109-ФЗ) и до получения его производителями уведомления эти операции подлежат налогообложению акцизом в общеустановленном порядке (абзац дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257).
Абзац исключен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198. - См. предыдущую редакцию.
2.2. С 1 января 2001 года подакцизным товаром признана и спиртосодержащая денатурированная продукция.
При этом следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.
Не признаются подакцизными товарами следующие виды спиртосодержащей продукции:
2.2.1. Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции приказа МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417; в редакции приказа МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257 - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при изготовлении ее аптечными организациями - индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что, во-первых, исключена из числа подакцизных товаров спиртосодержащая продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и, во-вторых, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, рассматриваются как неподакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции приказа МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417, - см. предыдущую редакцию).
2.2.2. Препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
Государственную регистрацию данной продукции проводит Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Абзац исключен приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417. - См. предыдущую редакцию.
2.2.3. Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которую проводит Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Помимо государственной регистрации, для признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции неподакцизным товаром требуется, чтобы она была разлита в емкости не более 270 мл.
2.2.4. Подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Следовательно, спиртосодержащие отходы не признаются подакцизными товарами при одновременном соблюдении следующих условий:
наличие государственного регистрационного удостоверения;
направление этой продукции на дальнейшую переработку или использование для технических целей (абзац дополнен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198 - см. предыдущую редакцию).
Государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, проводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (абзац дополнен приказом МНС России от 29 июня 2001 года N БГ-3-03/198 - см. предыдущую редакцию).
Абзац исключен приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417. - См. предыдущую редакцию.
2.2.5. Товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (подпункт дополнен приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417 - см. предыдущую редакцию).
2.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса на легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно установлена ставка акциза в размере 0 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.).
Абзац исключен приказом МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417. - См. предыдущую редакцию.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 и пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса налог по указанному виду подакцизных товаров считается установленным (абзац в редакции приказа МНС России от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417 - см. предыдущую редакцию).
На основании этого, независимо от того что по указанной продукции установлена налоговая ставка в размере 0 процентов, организации и индивидуальные предприниматели, ее производящие, признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
2.4. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ) с 1 января 2003 года ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров. Таким образом, операции по реализации (передаче) ювелирных изделий с указанной даты объектом налогообложения акцизом не являются (подпункт в редакции приказа МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257 - см. предыдущую редакцию).
2.5. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса подакцизными товарами признаны моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению акцизами независимо от их предназначения.
(Подпункт дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257)
2.6. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года на прямогонный бензин установлена ставка акциза в размере 0 руб. за 1 тонну.
На основании изложенного, лица, совершающие с данным нефтепродуктом операции, определенные в подпунктах 2-4, 6 и 13 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса, признаются налогоплательщиками акцизов.
(Подпункт дополнительно включен приказом МНС России от 21 мая 2003 года N БГ-3-03/257)
2.7. С 1 января 2003 года постановлением Госстандарта России от 27.11.2000 N 314-СТ "О введении в действие межгосударственного стандарта" взамен государственного стандарта ГОСТ 3935-81 "Сигареты. Общие технические условия" введен в действие новый межгосударственный стандарт ГОСТ 3935-2000 "Сигареты. Общие технические условия".
В ГОСТе 3935-2000 отсутствует дифференциация сигарет по классам и предусмотрено изготовление различных марок сигарет. При этом каждая марка сигарет должна отличаться от других марок наименованием и одним или несколькими признаками: рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, а также другими потребительскими свойствами, установленными изготовителем продукции или лицензиаром.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2003 года предусмотрены дифференцированные ставки акциза на сигареты по двум группам: сигареты с фильтром и сигареты без фильтра.