МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 октября 2000 года N 3104
(с изменениями на 30 мая 2001 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобразования России от 30 мая 2001 года N 2207.
____________________________________________________________________
В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 27.09.2000 N 16/4 и приказа Минобразования России от 17.10.2000 N 2977 "О совместных научных и научно-методических исследованиях Минобразования России с регионами России"
приказываю:
1. Создать с 01.01.2001 научную программу "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" (далее - Программа).
2. Утвердить структуру Программы на 2001-2002 годы (приложение N 1) и положение об организационной структуре Программы (приложение N 2).
3. Утвердить составы:
руководящего совета Программы (приложение N 3);
управляющего комитета Программы (приложение N 4);
научных советов подпрограмм (приложение N 5).
3. Возложить на Государственный научно-методический центр Минобразования России функции исполнительной дирекции Программы.
4. Руководящему совету Программы (Б.А.Виноградову), управляющему комитету Программы (М.Н.Стриханову), научным советам подпрограмм (А.Н.Кудинову, И.Б.Федорову, К.Е.Демихову, Б.Н.Оныкию, А.Ф.Хохлову, Л.А.Вербицкой) в срок до 10.11.2000 разработать положение о Программе.
5. Управляющему комитету Программы (М.Н.Стриханову) в месячный срок разработать конкурсную документацию и объявить конкурс проектов по Программе на 2001-2002 годы.
6. Утвердить организаторов конкурса по подпрограммам (приложение N 6) и дирекции подпрограмм (приложение N 7).
7. Функции конкурсной комиссии возложить на управляющий комитет Программы.
8. Ректорам высших учебных заведений, директорам научно-исследовательских институтов и других организаций, подведомственных Минобразованию России, в течение 45 дней после объявления конкурса по Программе:
направить организаторам конкурса заявки на участие в подпрограммах;
направить в исполнительную дирекцию Программы - Государственный научно-методический центр Минобразования России (П.Г.Сороколетову) представление с полным перечнем проектов, направленных на конкурс по соответствующим подпрограммам, а также краткую информацию по каждому проекту.
9. Организаторам конкурса по подпрограммам: обеспечить условия для работы экспертных советов; сформировать базу данных по поступившим на конкурс проектам.
10. Научным советам подпрограмм:
организовать экспертизу поступивших проектов;
представить в исполнительную дирекцию Программы отчеты о результатах экспертизы.
11. Управлению развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову):
обеспечить контроль за ходом выполнения Программы;
предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по Программе;
приостанавливать выделение средств на проведение научных исследований организациям, не представляющим в установленном порядке отчетные документы о проведении научных исследований.
12. Считать утратившим силу с 01.01.2001 приказ Минобразования России от 10.03.2000 N 752 "О научной программе "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов".
13. Исключить с 01.01.2001 из приложения N 1 к приказу Минобразования России от 20.07.1999 N 94 "О формировании научных и научно-технических программ на 2000-2001 годы" программу "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов".
14. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Б.А.Виноградова.
Министр
В.М.Филиппов
Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 27.10.2000 N 3104
СТРУКТУРА
научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической
политики высшей школы и развитие ее научного потенциала"
(с изменениями на 30 мая 2001 года)
1. Подпрограмма "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов"
1.1. Высшие учебные заведения как базовые институциональные структуры региональной научно-технической политики (учебно-научно-инновационные комплексы, университетские комплексы, исследовательские университеты, учебно-научные центры). Использование региональных центров поддержки науки и уникальных объектов высшей школы.
1.2. Использование потенциала высшей школы для проведения совместных исследований при решении задач социально-экономического, научнотехнического и информационного развития регионов. Совместные исследования, направленные на привлечение научно-производственного потенциала и ресурсов региона для развития системы образования. Развитие многоуровневой региональной информационной структуры системы образования.
1.3. Управление ресурсами региона: интеллектуальными, промышленными, сырьевыми, нематериальными, другими. Научно-технический мониторинг сферы науки, а также ведущих отраслей региона, прогнозная оценка их развития. Структурный анализ производственного потенциала и его соответствие основным приоритетам мировой экономики.
1.4. Решение задач сотрудничества высшей школы с ассоциациями экономического взаимодействия и проведение исследований межрегиональной направленности в рамках федеральных округов.
1.5. Разработка региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды Российской Федерации (пункт дополнительно включен приказом Минобразования России от 30 мая 2001 года N 2207).
2. Подпрограмма "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов"
2.1. Разработка принципов федерально-региональной системы развития научных исследований молодежи, государственной поддержки талантливых молодых ученых.
2.2. Разработка региональных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. Прогнозная оценка потребности региона в научных кадрах в рамках регионального заказа высшей школе на специалистов по приоритетным для региона технологическим направлениям и в области управления экономикой и производством. Исследования по адаптации к рынку и трудоустройству выпускников вузов.
2.3. Разработка принципов активизации подготовки кандидатов и докторов наук. Проведение исследований по нормативно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению аспирантур, докторантур и диссертационных советов, оптимизации их региональной инфраструктуры.
2.4. Исследования по развитию перечня научных специальностей. Развитие федерально-региональной структуры вузовской науки для воспроизводства научных и научно-педагогических кадров по группам близких научных специальностей.
2.5. Гранты для молодых аспирантов, докторантов, кандидатов и докторов наук. Гранты для поддержки академической мобильности молодых ученых. Федерально-региональные гранты для поддержки научной молодежи.
2.6. Разработка принципов и активизация научно-исследовательской работы студентов и научной деятельности школьников.
3. Подпрограмма "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы"
3.1. Социологический мониторинг, оценка региональных тенденций и прогнозирование развития системы образования. Организационно-экономический мониторинг и разработка методов экспертно-аналитической оценки научных исследований в системе образования. Методология управления научными исследованиями и объектами интеллектуальной собственности в системе образования.
3.2. Разработка инструментов региональной научно-технической политики для развития системы образования. Актуальные проблемы нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения научной деятельности системы образования.
3.3. Высшая школа как фактор межведомственного сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях. Развитие и реализация сотрудничества Минобразования России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных составляющих научных исследований Минобразования России.
3.4. Оценка и развитие интеллектуального потенциала системы образования.
3.5. Гендерные исследования.
4. Подпрограмма "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России"
4.1. Международные проекты, направленные на развитие вузовской науки, ее интеграцию в мировую научную систему фундаментальных и прикладных исследований, укрепление экспортного потенциала регионов.
4.2. Сотрудничество с зарубежными организациями с целью привлечения инвестиций для развития системы образования и научного потенциала регионов.
5. Подпрограмма "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития)
6. Подпрограмма "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом)
Приложение N 2
к приказу Минобразования России
от 27.10.2000 N 3104
ПОЛОЖЕНИЕ
об организационной структуре научной программы
"Государственная поддержка региональной научно-технической
политики высшей школы и развитие ее научного потенциала"
Организационная структура Программы включает в себя:
руководящий совет Программы;
управляющий комитет Программы;
исполнительную дирекцию Программы;
научные советы подпрограмм;
дирекции подпрограмм.
1. Руководящий совет Программы (далее - Совет):
определяет главные приоритеты и общую стратегию Программы;
принимает решения по управлению Программой;
не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по дальнейшему финансированию проектов и по объявлению дополнительных конкурсов в рамках Программы;
проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
Совет возглавляет заместитель Министра образования Российской Федерации. В состав Совета могут входить представители министерств и ведомств, проводящих научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники.
Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов.
Подготовка заседаний Совета проводится исполнительной дирекцией Программы и Управлением развития и планирования научных исследований Минобразования России.
2. Управляющий комитет Программы:
руководствуется решениями Совета;
осуществляет текущее руководство Программой;
координирует работу и организует контроль за выполнением Программы;
информирует членов Совета о ходе выполнения Программы в периоды между заседаниями Совета;
обеспечивает взаимодействие Министерства образования Российской Федерации с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами при разработке предложений по формированию и реализации Программы;
выполняет функции конкурсной комиссии Программы;
устанавливает процедуры отбора и экспертизы проектов;
готовит по результатам экспертизы, а также в ходе выполнения проектов предложения об объемах финансирования проектов;
готовит необходимые материалы по результатам выполнения Программы для рассмотрения на заседании Совета;
организует приемку результатов проектов Программы.