МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 октября 2000 года N 3104

     

О научной программе "Государственная поддержка
региональной научно-технической политики высшей школы
и развитие ее научного потенциала"

(с изменениями на 30 мая 2001 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минобразования России от 30 мая 2001 года N 2207.
____________________________________________________________________

     


В соответствии с Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 27.09.2000 N 16/4 и приказа Минобразования России от 17.10.2000 N 2977 "О совместных научных и научно-методических исследованиях Минобразования России с регионами России"

приказываю:

     

1. Создать с 01.01.2001 научную программу "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала" (далее - Программа).

2. Утвердить структуру Программы на 2001-2002 годы (приложение N 1) и положение об организационной структуре Программы (приложение N 2).

3. Утвердить составы:

руководящего совета Программы (приложение N 3);

управляющего комитета Программы (приложение N 4);

научных советов подпрограмм (приложение N 5).

3. Возложить на Государственный научно-методический центр Минобразования России функции исполнительной дирекции Программы.

4. Руководящему совету Программы (Б.А.Виноградову), управляющему комитету Программы (М.Н.Стриханову), научным советам подпрограмм (А.Н.Кудинову, И.Б.Федорову, К.Е.Демихову, Б.Н.Оныкию, А.Ф.Хохлову, Л.А.Вербицкой) в срок до 10.11.2000 разработать положение о Программе.

5. Управляющему комитету Программы (М.Н.Стриханову) в месячный срок разработать конкурсную документацию и объявить конкурс проектов по Программе на 2001-2002 годы.

6. Утвердить организаторов конкурса по подпрограммам (приложение N 6) и дирекции подпрограмм (приложение N 7).

7. Функции конкурсной комиссии возложить на управляющий комитет Программы.

8. Ректорам высших учебных заведений, директорам научно-исследовательских институтов и других организаций, подведомственных Минобразованию России, в течение 45 дней после объявления конкурса по Программе:

направить организаторам конкурса заявки на участие в подпрограммах;

направить в исполнительную дирекцию Программы - Государственный научно-методический центр Минобразования России (П.Г.Сороколетову) представление с полным перечнем проектов, направленных на конкурс по соответствующим подпрограммам, а также краткую информацию по каждому проекту.

9. Организаторам конкурса по подпрограммам: обеспечить условия для работы экспертных советов; сформировать базу данных по поступившим на конкурс проектам.

10. Научным советам подпрограмм:

организовать экспертизу поступивших проектов;

представить в исполнительную дирекцию Программы отчеты о результатах экспертизы.

11. Управлению развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову):

обеспечить контроль за ходом выполнения Программы;

предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по Программе;

приостанавливать выделение средств на проведение научных исследований организациям, не представляющим в установленном порядке отчетные документы о проведении научных исследований.

12. Считать утратившим силу с 01.01.2001 приказ Минобразования России от 10.03.2000 N 752 "О научной программе "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов".

13. Исключить с 01.01.2001 из приложения N 1 к приказу Минобразования России от 20.07.1999 N 94 "О формировании научных и научно-технических программ на 2000-2001 годы" программу "Конкурсная поддержка ведущих научно-педагогических коллективов".

14. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Б.А.Виноградова.

Министр
В.М.Филиппов

     

Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 27.10.2000 N 3104

СТРУКТУРА
научной программы "Государственная поддержка региональной научно-технической
политики высшей школы и развитие ее научного потенциала"

(с изменениями на 30 мая 2001 года)

     

1. Подпрограмма "Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов"

1.1. Высшие учебные заведения как базовые институциональные структуры региональной научно-технической политики (учебно-научно-инновационные комплексы, университетские комплексы, исследовательские университеты, учебно-научные центры). Использование региональных центров поддержки науки и уникальных объектов высшей школы.

1.2. Использование потенциала высшей школы для проведения совместных исследований при решении задач социально-экономического, научнотехнического и информационного развития регионов. Совместные исследования, направленные на привлечение научно-производственного потенциала и ресурсов региона для развития системы образования. Развитие многоуровневой региональной информационной структуры системы образования.

1.3. Управление ресурсами региона: интеллектуальными, промышленными, сырьевыми, нематериальными, другими. Научно-технический мониторинг сферы науки, а также ведущих отраслей региона, прогнозная оценка их развития. Структурный анализ производственного потенциала и его соответствие основным приоритетам мировой экономики.

1.4. Решение задач сотрудничества высшей школы с ассоциациями экономического взаимодействия и проведение исследований межрегиональной направленности в рамках федеральных округов.

1.5. Разработка региональных программ информатизации образования в целях формирования единой информационной образовательной среды Российской Федерации (пункт дополнительно включен приказом Минобразования России от 30 мая 2001 года N 2207).

2. Подпрограмма "Формирование кадрового потенциала науки и управления научно-техническим развитием регионов"

2.1. Разработка принципов федерально-региональной системы развития научных исследований молодежи, государственной поддержки талантливых молодых ученых.

2.2. Разработка региональных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров. Прогнозная оценка потребности региона в научных кадрах в рамках регионального заказа высшей школе на специалистов по приоритетным для региона технологическим направлениям и в области управления экономикой и производством. Исследования по адаптации к рынку и трудоустройству выпускников вузов.

2.3. Разработка принципов активизации подготовки кандидатов и докторов наук. Проведение исследований по нормативно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению аспирантур, докторантур и диссертационных советов, оптимизации их региональной инфраструктуры.

2.4. Исследования по развитию перечня научных специальностей. Развитие федерально-региональной структуры вузовской науки для воспроизводства научных и научно-педагогических кадров по группам близких научных специальностей.

2.5. Гранты для молодых аспирантов, докторантов, кандидатов и докторов наук. Гранты для поддержки академической мобильности молодых ученых. Федерально-региональные гранты для поддержки научной молодежи.

2.6. Разработка принципов и активизация научно-исследовательской работы студентов и научной деятельности школьников.

3. Подпрограмма "Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы"

3.1. Социологический мониторинг, оценка региональных тенденций и прогнозирование развития системы образования. Организационно-экономический мониторинг и разработка методов экспертно-аналитической оценки научных исследований в системе образования. Методология управления научными исследованиями и объектами интеллектуальной собственности в системе образования.

3.2. Разработка инструментов региональной научно-технической политики для развития системы образования. Актуальные проблемы нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения научной деятельности системы образования.

3.3. Высшая школа как фактор межведомственного сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях. Развитие и реализация сотрудничества Минобразования России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных составляющих научных исследований Минобразования России.

3.4. Оценка и развитие интеллектуального потенциала системы образования.

3.5. Гендерные исследования.

4. Подпрограмма "Международное научное и научно-техническое сотрудничество высшей школы России"

4.1. Международные проекты, направленные на развитие вузовской науки, ее интеграцию в мировую научную систему фундаментальных и прикладных исследований, укрепление экспортного потенциала регионов.

4.2. Сотрудничество с зарубежными организациями с целью привлечения инвестиций для развития системы образования и научного потенциала регионов.

5. Подпрограмма "Фундаментальные исследования и высшее образование" (совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития)

6. Подпрограмма "Центры общественных наук: возрождение российских общественных и гуманитарных наук в XXI веке" (совместно с Московским общественным научным фондом)

     

Приложение N 2
 к приказу Минобразования России
 от 27.10.2000 N 3104

ПОЛОЖЕНИЕ
об организационной структуре научной программы
"Государственная поддержка региональной научно-технической
политики высшей школы и развитие ее научного потенциала"



Организационная структура Программы включает в себя:

руководящий совет Программы;

управляющий комитет Программы;

исполнительную дирекцию Программы;

научные советы подпрограмм;

дирекции подпрограмм.

1. Руководящий совет Программы (далее - Совет):

определяет главные приоритеты и общую стратегию Программы;

принимает решения по управлению Программой;

не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по дальнейшему финансированию проектов и по объявлению дополнительных конкурсов в рамках Программы;

проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.

Совет возглавляет заместитель Министра образования Российской Федерации. В состав Совета могут входить представители министерств и ведомств, проводящих научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники.

Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов.

Подготовка заседаний Совета проводится исполнительной дирекцией Программы и Управлением развития и планирования научных исследований Минобразования России.

2. Управляющий комитет Программы:

руководствуется решениями Совета;

осуществляет текущее руководство Программой;

координирует работу и организует контроль за выполнением Программы;

информирует членов Совета о ходе выполнения Программы в периоды между заседаниями Совета;

обеспечивает взаимодействие Министерства образования Российской Федерации с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами при разработке предложений по формированию и реализации Программы;

выполняет функции конкурсной комиссии Программы;

устанавливает процедуры отбора и экспертизы проектов;

готовит по результатам экспертизы, а также в ходе выполнения проектов предложения об объемах финансирования проектов;

готовит необходимые материалы по результатам выполнения Программы для рассмотрения на заседании Совета;

организует приемку результатов проектов Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»