МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 июня 2000 года N 1705
В целях активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 9/3 "О Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы"
приказываю:
1. Утвердить Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (предварительный этап) (приложение N 2).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Б.А.Виноградова.
Министр
В.М.Филиппов
Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 06.06.2000 N 1705
КОНЦЕПЦИЯ
научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы
Москва 2000
Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (далее - Концепция) подготовлена на основании федеральных законов "Об образовании", "О науке и государственной научно-технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Концепция учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования.
Концепция была согласована с Миннауки России, одобрена Научно-техническим советом и коллегией Минобразования России, собранием научной общественности системы образования и утверждена приказом Минобразования России от 06.06.2000 N 1705 .
Введение
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.
В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации. Это обусловлено и тем, что истек срок действия Концепции развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике, принятой коллегией Комитета по высшей школе Миннауки России от 21.07.92, одной из основных целей которой являлось сохранение научно-технического потенциала высшей школы.
Предлагаемая Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к развитию научно-технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях.
Концепция является составной частью государственной научно-технической политики Российской Федерации и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов, научных и научно-педагогических кадров и, с другой, - активизации деятельности самих высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей. Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.
1. Принципы научной, научно-технической и инновационной политики
Научная, научно-техническая и инновационная политика в системе образования осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи;
- многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;
- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;
- интеграция науки и образования в международное сообщество.
2. Цель и основные задачи научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования
Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.
Направления научных исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;
- органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера;
- приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
- дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности подведомственных организаций, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями;
- поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;
- создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований;
- развитие правовой базы науки, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений - авторов, вузов и организаций системы образования, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета;
- привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных финансовых средств.
При решении сформулированных задач необходимо обеспечить:
- участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академией наук в определении и поддержке приоритетных направлений фундаментальных, поисковых и прикладных НИР, а также инновационной деятельности;
- участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими ведомствами в подготовке нормативных правовых и законодательных актов;
- проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и техники, определяемому не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в отраслях экономики и социальной сфере, но и необходимостью участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно, студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава и научных работников;
- развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие высших учебных заведений с научными учреждениями Российской академии наук и других государственных академий, а также взаимодействие образовательных и научно-исследовательских учреждений системы образования с институтами Российской академии образования;
- достижение максимального вклада ученых системы образования в создание наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, структурные преобразования производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, тесное партнерство с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;
- активизацию деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повышение эффективности технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;
- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педагогические школы;
- развитие системы подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования;
- проведение аттестации и аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального образования с учетом взаимосвязи научной и инновационной деятельности с образовательным процессом;
- ответственную автономию и подотчетность образовательных учреждений;
- активное участие ученых системы образования в федеральных целевых программах, научных, научно-технических, инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.), Российской академией наук и другими государственными академиями;
- реализацию научно-технической политики на региональном уровне;
- эффективное международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах, широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций в систему образования с целью использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
3. Ресурсы и механизмы реализации научной, научно-технической и инновационной деятельности системы образования
Как следует из Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, основными факторами, обеспечивающими рост экономики, ее эффективность и конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения, являются научно-технический потенциал, природные ресурсы, интеграция в мировую экономику. Возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.
Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки системы образования должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития образования, обеспечении опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для науки и реального сектора экономики. Региональные бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой системы образования для ее активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона.
Необходимо активизировать работу внебюджетных научно-технических и инновационных фондов системы образования, развивать сеть региональных и межрегиональных внебюджетных фондов, использовать их для финансирования высокотехнологичных инновационных и социальных проектов. С активным участием вузов должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-технических и инновационных проектов различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих вузов, развиты механизмы венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами.
Структурные ресурсы должны быть развиты в двух направлениях: организационно-программном и институциональном.
Организационно-программные ресурсы.
Должна быть завершена реорганизация научных и научно-технических программ, в результате которой будут сформированы 4 системообразующих блока программ Минобразования России:
- программа фундаментальных и поисковых исследований, являющихся основой создания новых технологий;
- отраслевая программа, направленная на развитие системы образования;
- межотраслевая программа по приоритетным направлениям развития науки и техники, обеспечивающая отрасли реального сектора экономики;
- комплексные региональные и межрегиональные научно-инновационные программы с ассоциациями экономического сотрудничества.
Необходимо обеспечить реализацию Федеральной программы развития образования и федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки". Должно быть обеспечено активное участие ученых системы образования в других федеральных целевых программах и программах технологического развития отраслей.
Институциональные преобразования.
Интеграция образования, науки и производства, расширение сферы деятельности современных вузов требуют институциональных преобразований и дальнейшего развития на их основе учебно-научно-инновационных комплексов. Эти преобразования будут проводиться в трех направлениях:
1. Дальнейшее развитие технологических и научных парков, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, ассоциированно объединенных с вузом или входящих в его структуру.
2. Участие вузов в федеральных центрах науки и высоких технологий, обеспечивающих развитие высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики.
3. Определение группы федеральных исследовательских университетов с возложением на них задач по реализации опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями.
Преобразование структурных ресурсов должно помочь науке системы образования эффективно функционировать в рыночных условиях. В этой связи необходима разработка системы организационно-правовых, финансовых и управленческих мероприятий по обеспечению этих преобразований.
Кадровые ресурсы. Работа с молодежью.