ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2000 года N 83
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке
территориальных программ содействия занятости населения
____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с истечением срока действия
Федеральной целевой программы содействия занятости
населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы
____________________________________________________________________
В целях выполнения пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 327 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1717) Министерство труда и социального развития Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке территориальных программ содействия занятости населения.
Министр труда и
социального развития
Российской Федерации
А. Починок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке территориальных программ
содействия занятости населения
Методические рекомендации по разработке территориальных программ содействия занятости населения (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи территориальным органам Минтруда России по вопросам занятости населения и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации работы по содействию занятости населения, более эффективному использованию финансовых средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Территориальная программа содействия занятости населения (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.
Программа разрабатывается в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915). Структура Программы и порядок ее разработки определяются схемой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669).
При разработке Программы следует придерживаться ряда важнейших принципов, характеризующих концептуальные подходы к реализации государственной политики в сфере занятости. К ним относятся:
комплексный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с потребностью в рабочих местах;
приоритет активных действий в политике на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и профессиональная ориентация, общественные работы, временная занятость, содействие в развитии предпринимательской инициативы и др.);
эффективное использование финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию Программы, и минимизация их затрат.
Приоритеты Программы определяются исходя из целей и задач государственной политики занятости с учетом особенностей социально-экономического развития регионов.
Реализация Программы как комплексного документа предполагает взаимодействие территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профсоюзов, а также общественных организаций в целях поддержания и развития занятости в регионе.
Разработка и реализация Программы осуществляется по следующим этапам.
1. Принятие решения о разработке Программы.
2. Формирование Программы.
3. Согласование Программы.
4. Утверждение Программы.
5. Управление реализацией Программы.
6. Контроль за ходом выполнения Программы.
1. Принятие решения о разработке Программы.
Для разработки Программы принимается постановление (решение, распоряжение) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым определяются сроки разработки Программы и состав рабочей группы по ее подготовке. В состав рабочей группы целесообразно включать представителей территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статистики, экономики, образования, по поддержке и развитию предпринимательской деятельности, внутренних дел, юстиции), а также объединений работодателей и объединений профсоюзов.
2. Формирование Программы.
Данный этап является основным и включает определение структуры Программы, ее целей и задач, содержания основных разделов, составление перечня статистических материалов, необходимых для подготовки Программы, их сбор, анализ и обобщение, разработку проекта Программы, который должен содержать ожидаемые конечные результаты ее реализации
3. Согласование Программы,
На завершающей стадии разработки проект Программы следует рассмотреть:
на заседании рабочей группы по ее разработке;
на заседании коллегии территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения с приглашением членов Координационного комитета содействия занятости населения субъекта Российской Федерации, представителей объединений работодателей, объединений профсоюзов, общественных организаций и др.
После внесения соответствующих изменений и дополнений окончательный проект Программы направляется на согласование в Минтруд России.
4. Утверждение Программы.
Утверждение Программы, согласованной с Минтрудом России, проводится в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После утверждения Программы территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по ее реализации.
5. Управление реализацией Программы.
Управление реализацией Программы осуществляется ее основным разработчиком - территориальным органом Минтруда России по вопросам занятости населения.
Управление реализацией Программы включает текущую работу по обеспечению координации деятельности соисполнителей мероприятий Программы, внесению корректировок в мероприятия и показатели Программы в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда региона.
В целях организации работы по реализации Программы рекомендуется издать приказ территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения о мерах по реализации Программы, в котором определяются ответственные исполнители за выполнение каждого пункта плана мероприятий Программы, сроки и порядок представления информации о ходе реализации Программы.
6. Контроль за ходом выполнения Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также объединениями работодателей, объединениями профсоюзов и другими заинтересованными структурами.
Механизм контроля за ходом выполнения Программы включает:
подготовку территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения отчетов о ходе выполнения системы мероприятий Программы и использовании финансовых средств на эти цели;
рассмотрение хода выполнения мероприятий Программы на совещании представителей заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, объединений работодателей и объединений профсоюзов.
Программа разрабатывается, как правило, на период действия соответствующей федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации. При разработке Программы на период от 3 до 5 лет выделяются этапы ее реализации.
Разработку Программы целесообразно проводить в соответствии со следующей структурой.
1. Паспорт Программы.
2. Введение.
3. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
4. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
5. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
6. Система мероприятий Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы.
8. Организация правления Программой и контроль за ходом ее реализации.
9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы.
К проекту Программы должны быть приложены пояснительная записка (по форме, предусмотренной в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), характеристика Программы (по форме, предусмотренной в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям), бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год (по форме, предусмотренной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям), бюджетная заявка на ассигнования из территориального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год (по форме, предусмотренной в приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям), согласованная с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, при необходимости, соглашения (договоры) между заказчиком Программы и предприятиями, организациями, муниципальными органами власти, подтверждающие финансирование Программы за счет местных бюджетов и внебюджетных источников. Учитывая, что Программа является составной частью Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации*, целесообразно заключить соглашение о намерениях между Минтрудом России и соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по форме, предусмотренной в приложении N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), в соответствии с которым стороны берут на себя обязательства по софинансированию Программы.
________________
* Формы, приведенные в приложениях N 3, 4, 5, 6, 7 к настоящим Методическим рекомендациям, предназначены для разработки Программы в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 2001-2003 годы.
В Программе необходимо обеспечить скоординированность мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и территориальных задач в сфере занятости населения.
1. Паспорт Программы.
В паспорт рекомендуется включить основные сведения о Программе, содержащие важнейшие целевые показатели, данные о заказчиках, разработчиках и исполнителях Программы, сроках и этапах реализации Программы, объемах и источниках финансирования Программы и др.
Паспортные данные должны полностью соответствовать показателям, содержащимся в остальных разделах Программы. Форма паспорта представлена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Введение.
В этом разделе рекомендуется обосновать необходимость разработки Программы, определить ее взаимосвязь с действующими целевыми программами, преемственность с уже реализованными аналогичными программами, основные направления и принципы формирования, основных участников (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные организации, и т.п.), срок и этапы ее реализации.
3. Анализ и прогноз ситуации а сфере занятости и на рынке труда.
Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда является теоретической основой разрабатываемой Программы и проводится на основе статистических данных за последние 2-3 года (как правило, это срок действия предшествующей Программы) с использованием следующих показателей:
численность экономически активного населения и структура предложения рабочей силы, в том числе численность занятого населения, его распределение по формам собственности, численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, оценка вторичной занятости;
численность незанятого населения и безработных, половозрастной, профессионально-квалификационный состав безработных, их распределение по длительности безработицы и причинам увольнения;
спрос на рабочую силу, в том числе в профессионально-квалификационном разрезе, с учетом выхода на рынок ранее неработавших категорий граждан (выпускников учреждений профессионального образования и др.), а также предложение иностранной рабочей силы.
Прогноз развития ситуации на рынке труда включает в себя прогноз предложения рабочей силы и прогноз спроса на рабочую силу.
Прогноз предложения рабочей силы заключается в оценке численности, половозрастного и профессионально-квалификационного состава различных категорий безработных и незанятых граждан на рынке труда, к числу которых относятся:
высвобожденные работники;
молодежь (15-29 лет), прекратившая дальнейшую учебу или не поступившая на работу;
граждане, меняющие место работы (текучесть кадров);