____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации от 16 апреля 2002 года N 48
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (в редакции постановления Правительства РФ от 19.09.97 N 1205), в целях обеспечения эффективности деятельности управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее именуется - Судебный департамент) в субъектах Российской Федерации, а также повышения квалификации государственных служащих указанных управлений (отделов)
приказываю:
1. Осуществлять повышение квалификации работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в форме постоянно действующих семинаров, исходя из 72-часового суммарного объема учебных часов в течение года.
2. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:
2.1. Организовать следующие постоянно действующие семинары:
- семинары управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
- семинары отделов в составе управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
- семинары групп в составе отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
2.2. При организации семинаров руководствоваться "Методическими указаниями по организации повышения квалификации и переподготовки государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (приложение N 1).
2.3. Разработать и утвердить до 25 декабря 1998 года планы занятий семинаров управлений (отделов), отделов в составе управлений, групп в составе отделов на 1999 год (приложение N 2).
2.4. Занятия семинаров:
- управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации проводить в первый и второй понедельники каждого месяца;
- отделов в составе управлений, групп в составе отделов в субъектах Российской Федерации - в третий понедельник каждого месяца.
2.5. Обеспечить в установленном порядке обязательную профессиональную переподготовку работников управлений (отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела, в течение первого года службы в указанных должностях.
2.6. Результаты повышения квалификации и переподготовки государственных служащих отражать в ежегодной отчетности о деятельности управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента Н.И.Буденко.
Генеральный директор
В.С.Чернявский
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации повышения квалификации и переподготовки государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров является необходимым условием функционирования института государственной службы. Нормативные акты, принятые в последнее время, свидетельствуют об актуальности этой проблемы.
_______________
См.: Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих"; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1205).
При этом следует иметь в виду, что поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством, является не только предметом постоянной заботы руководителей, но и одной из важнейших основных обязанностей каждого государственного служащего.
_______________
См.: Пункт 7 ст.10 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа.
Объемы и структуру государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих утверждает Правительство Российской Федерации. Предложения по объемам и структуре государственного заказа подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В качестве обязательных действующим законодательством устанавливаются следующие виды профессиональной переподготовки и повышения квалификации:
- профессиональная переподготовка лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не на заместителя начальника отдела (далее - руководящие должности), в течение первого года работы в указанных должностях;
- повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности.
Повышение квалификации проводится на основе ежегодно утверждаемого плана подготовки государственных служащих федеральной государственной службы в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет.
Следует иметь в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.
Повышение квалификации государственных служащих осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования.
В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения установлены следующие сроки повышения квалификации:
- от двух до шести недель - с отрывом от государственной службы;
- от шести недель до шести месяцев - без отрыва от государственной службы.
Переподготовка государственных служащих федеральных органов исполнительной власти организуется руководителем соответствующего органа при необходимости назначения на федеральную государственную должность иного профиля и осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования.
В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения установлены следующие сроки переподготовки:
- от трех до шести месяцев - с отрывом от государственной службы;
- от шести месяцев до одного года - без отрыва от государственной службы.
При этом конкретные сроки и формы повышения квалификации переподготовки государственных служащих федеральных органов исполнительной власти определяются их руководителями.
В целях реализации данных требований начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации необходимо:
а) ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;
б) в установленные сроки представлять в Судебный департамент предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего управления (отдела).
Важно также учитывать, что должностные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания законодательство требует увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний.
Повышение квалификации и переподготовка государственных служащих, осуществляемые непосредственно в управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации [далее - управления (отделы) Судебного департамента], является важным фактором повышения эффективности деятельности указанных органов.
Данная деятельность осуществляется на плановой основе в форме постоянно действующих семинаров:
- управлений и отделов Судебного департамента;
- отделов в составе управлений Судебного департамента;
- групп в составе отделов Судебного департамента.
Занятиями семинара управления либо отдела Судебного департамента охватываются все работники этих органов; семинарами отделов в составе управлений и групп в составе отделов Судебного департамента - работники соответствующих структурных подразделений.
Основными задачами семинара являются:
1. Повышение теоретического и профессионального уровня работников управлений (отделов) Судебного департамента путем глубокого изучения действующего законодательства, регламентирующего деятельность судов, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента.
2. Дальнейшее развитие навыков использования государственными служащими современных управленческих технологий, компьютерной и организационной техники в выполнении возложенных на них должностных обязанностей.
3. Совершенствование научной организации труда и методов управления, творческого и инициативного подхода к решению служебных задач на основе изучения и использования отечественного и зарубежного опыта работы.
В целях обеспечения эффективного повышения квалификации и переподготовки государственных служащих начальник управления (отдела) Судебного департамента издает соответствующий приказ, в котором: назначаются должностные лица, ответственные за организацию и проведение семинара управления (отдела) и семинаров в структурных подразделениях; определяется периодичность проведения семинаров; утверждаются тематические планы.
Занятия семинаров управлений (отделов) Судебного департамента проводятся в первый и второй понедельники каждого месяца; отделов в составе управлений, групп в составе отделов - в третий понедельник каждого месяца.
Тематический план проведения занятий семинара повышения квалификации государственных служащих управления (отдела) Судебного департамента должен предусматривать 72 часа учебного времени в течение года, в том числе - 24 часа на семинары, проводимые в их структурных подразделениях (отделах или группах).
Тематические планы по всем видам семинаров разрабатываются и утверждаются начальником управления (отдела) Судебного департамента до 25 декабря года, предшествующего планируемому. Они должны быть ориентированы на рассмотрение и изучение наиболее важных проблем и вопросов, успешное решение которых будет способствовать совершенствованию деятельности как структурных подразделений, так и органов Судебного департамента в целом.
Формы проведения занятий.
1. Как свидетельствует опыт, оптимальными формами проведения занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации в рамках семинара управлений (отделов) Судебного департамента являются:
- лекции (классические информационные);
- лекции-конференции;
- круглые столы.
Классические лекции целесообразно использовать при раскрытии тем, охватывающих материал преимущественно информативного характера.
Лекции-конференции рекомендуется применять при освещении проблемных вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучаемых.
Лекция-конференция строится следующим образом. В начале лекции обучаемые, заранее ознакомленные с ее темой, передают лектору письменные вопросы. Последний сортирует их по смысловому содержанию и приступает к раскрытию темы. При этом изложение материала конструируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого и формулируются соответствующие ответы.
Активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции-конференции достигается за счет ряда факторов:
- из деперсонифицированного информирования лекция превращается в процесс, адресованный лично каждому обучаемому;
- необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него - внимание автора вопроса;
- вопросы, как правило, носят проблемный характер и становятся поводом для разрешения проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления.
В силу отмеченных особенностей очевидно, что подобная форма лекции требует высокой квалификации и педагогического опыта лектора.
Круглый стол целесообразно проводить в качестве итогового занятия по нескольким содержательно связанным темам, ранее освещенным на лекциях.