Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2000 года N 258


Об утверждении Положения о Министерстве образования
Российской Федерации

(с изменениями на 22 августа 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 1 февраля 2005 года N 49

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 Министерство образования Российской Федерации упразднено с 11 марта 2004 года. - Примечание "КОДЕКС".

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1992 года N 1691-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 12, ст.986);

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 145 "Вопросы Высшего аттестационного комитета Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 9, ст.741);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 1186 "О внесении изменений в Положение о Высшем аттестационном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст.2899);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст.1796);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 506 "О внесении изменений в Положение о Высшем аттестационном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст.2277);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 902 "Об образовании Высшей аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4014);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 года N 1833-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 3, ст.377).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 марта 2000 года N 258

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве образования Российской Федерации

(с изменениями на 22 августа 2003 года)

1. Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию).

2. Министерство образования Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Министерство образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию).

4. Основными задачами Министерства образования Российской Федерации являются:

1) осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

2) разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;

3) реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования, подготовка и переподготовка кадров, работающих с молодежью (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

4) разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;

5) создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

6) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;

7) осуществление информатизации в области образования и государственной молодежной политики (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

8) обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации государственной молодежной политики (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

9) организация и развитие международного сотрудничества в области образования государственной молодежной политики, участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);     

10) организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений;

11) разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, созданию условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организации обучения, занятости и отдыха молодежи, а также по формированию здорового образа жизни (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774).

5. Министерство образования Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1)  выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика федеральных целевых программ в области образования и государственной молодежной политики (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;

3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования молодежной политики и научной деятельности в системе образования, а также межрегиональные программы государственной поддержки молодежных и детских объединений (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников государственной молодежной политики (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;

7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам образования и реализации государственной молодежной политики, а также координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности находящихся в ведении Министерства организаций сферы молодежной политики (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774 - см. предыдущую редакцию);

8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;

9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;

10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;

11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

13) ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема, рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;

17) координирует издательскую деятельность находящихся в его ведении организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции поддержку учебного и научного книгоиздания;

18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования (подпункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 года N 518, - см. предыдущую редакцию);

19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик работу с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;

20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2002 года N 358 - см. предыдущую редакцию);

21) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

22) обеспечивает сотрудничество находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, организациями в целях интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;

23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;

24) участвует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в системе образования;

25) выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных целевых и других научных и научно-технических программ и проектов, выдает на конкурсной основе заказы на реализацию научно-технических разработок, организацию экспертизы, заключает договоры на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке научным работникам образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, гранты на проведение конкретных научных исследований;

26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования и государственной молодежной политики (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 774, - см. предыдущую редакцию);

27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

29) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов, утверждает положения о порядке проведения производственной (профессиональной) практики студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования;

30) разрабатывает и утверждает положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации;

31) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

32) разрабатывает и утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;