Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 1997 года N 395


Об утверждении Положения о Министерстве общего и
профессионального образования Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 апреля 2000 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации\
от 24 марта 2000 года N 258

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1997 года
N 395

ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве общего и профессионального образования
Российской Федерации

1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется - сфера образования), а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется - сфера научной деятельности).

Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями.

4. Основными задачами Минобразования России являются:

1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

4) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования;

5) информатизация сферы образования;

6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств.

5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции е выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями;

2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;

3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;

4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности;

6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования;

7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;

9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации;

10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;

11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти;

14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, аудио -визуальных и технических средств обучения;

17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания;

18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;

19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;

20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;

21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса;

22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;

23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;

24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования;

25) выступает заказчиком государственных научно-технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований;

26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;

27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов;

28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов;

31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;

32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования;

37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;

39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций;

41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями;

42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;

43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений;

44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;

46) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;

48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров;

49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно-педагогического персонала государственных образовательных учреждений;

50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;

51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности;

52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования;

53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов;

56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»