Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)

(с изменениями на 28 сентября 2017 года)

Информация об изменяющих документах



В соответствии с Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 277 "Об утверждении Положения об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5916).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
В.Путин


Москва, Кремль

7 февраля 2000 года

N 318


УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 7 февраля 2000 года N 318


ПОЛОЖЕНИЕ
об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)

(с изменениями на 28 сентября 2017 года)

     

     

I. Общие положения

1. Управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральном органе государственной охраны, в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются - объекты оперативного обеспечения).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 1365; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 1265; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 657; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 448. - См. предыдущую редакцию)

Участие органов безопасности в войсках в обеспечении безопасности части состава Вооруженных Сил Российской Федерации, входящей в состав объединенных вооруженных сил или находящейся под объединенным командованием, а также обеспечение безопасности объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, регламентируется федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. Органы безопасности в войсках в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации.

Органы безопасности в войсках, обеспечивающие безопасность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в своей деятельности руководствуются также законодательством государств, на территориях которых находятся указанные объединения, соединения и воинские части.

II. Задачи органов безопасности в войсках

3. Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - органы военного управления и должностные лица) в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

III. Обязанности органов безопасности в войсках

4. Органы безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своих полномочий обязаны:

выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечением военнослужащих в деятельность, целью которой является вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения;

участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны, мероприятиями по противодействию иностранным техническим разведкам, обеспечением безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

осуществлять меры, связанные с допуском военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к государственной тайне;

участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и прогнозирование тенденций развития этих угроз;

участвовать в информировании федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении указанным органам иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

информировать органы военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба обороне и безопасности Российской Федерации, а также по другим вопросам, касающимся безопасности объектов оперативного обеспечения, осуществлять контроль за реализацией указанной информации;

осуществлять регистрацию, учет и хранение оперативно-служебных документов, содержащих сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности органов безопасности в войсках;

поддерживать постоянную оперативную и мобилизационную готовность органов безопасности в войсках;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

Органы безопасности в войсках выполняют и другие обязанности, возложенные на органы федеральной службы безопасности Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

IV. Права органов безопасности в войсках

5. Органы безопасности в войсках имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;

осуществлять оперативно-разыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создавать в этих целях информационные системы;

вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершению преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности, осуществлять контроль за реализацией этих представлений;

поддерживать на основе международных договоров Российской Федерации контакты со специальными службами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать по согласованию с соответствующими государственными органами, органами военного управления и должностными лицами средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы объектов оперативного обеспечения;

знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными документами, планами, актами, иными материалами, в том числе определяющими и характеризующими финансово-хозяйственную деятельность этих органов, а также с вооружением и военной техникой, состоящими на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать в целях обеспечения собственной безопасности и зашифровки ведомственной принадлежности сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств органов безопасности в войсках документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций.

Органы безопасности в войсках пользуются также иными правами, предоставленными органам федеральной службы безопасности федеральным законодательством.

V. Система органов безопасности в войсках

6. В систему органов безопасности в войсках входят:

Управление военной контрразведки (3 Управление) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее именуется - 3 Управление);

управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, войскам национальной гвардии Российской Федерации, группам войск, объединениям центрального подчинения (далее именуются - управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 1365; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 657. - См. предыдущую редакцию)

отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования, организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям).

Органы безопасности в войсках имеют действительные и условные наименования, эмблему, гербовую печать, соответствующие печати и штампы.

7. 3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными Федеральной службе безопасности Российской Федерации органами безопасности в войсках.

3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях.

Структура и организация деятельности 3 Управления определяются положением о нем, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

8. Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.