В процессе деятельности Управления милиции по предупреждению экологических правонарушений (далее - УМПЭП) ГУВД города Москвы выявились недостатки правоприменительной практики, выраженные в ограничении полномочий по осуществлению административного контроля.
Эффективность работы экологической милиции находится в прямой зависимости от отработки механизма правового регулирования в природоохранной области. При этом следует учитывать, что Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР) разрабатывался без учета появления, как в городе Москве, так и в целом по России, такого нового правоохранительного формирования.
В настоящее время на экологическую милицию возложен контроль за обращением с нефтеотходами, за качеством реализуемых на территории Москвы моторных топлив, за состоянием водоемов и рек Москвы, за экологическим состоянием автотранспорта, за размещением отходов кино- и фотопроизводства, контроль в сфере благоустройства города.
Для реализации постановлений Правительства Москвы в части охраны атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ автотранспортными средствами (постановления от 18 февраля 1997 года N 100, от 19 августа 1997 года N 632, от 18 ноября 1997 года N 807) с 15 апреля 1998 года была организована работа стационарных постов экологического контроля, в ходе которой сотрудники экологической милиции привлекали к административной ответственности граждан, допустивших правонарушения по статье 114 (часть 3) КоАП РСФСР, выносили постановления об административном правонарушении и накладывали штраф в сумме до 41 рубля 75 копеек. К административной ответственности были привлечены 21 734 правонарушителя, с которых взыскан штраф на сумму 743 422 рубля.
7 августа 1998 года издано совместное распоряжение МВД России и Мэра Москвы N 1/13233-819-РМ и изменен порядок привлечения граждан к административной ответственности: сотрудники УМПЭП ГУВД города Москвы составляют протоколы по статьям 80, 81 КоАП РСФСР, а постановления о привлечении граждан к административной ответственности выносят главные государственные санитарные врачи. В результате из 18 974 протоколов, направленных в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве (далее - ЦГСЭН), вынесено 167 постановлений без взыскания штрафов. Кроме того, максимальный штраф, который налагается главными государственными санитарными врачами, составляет сумму 25 рублей, а для ее взыскания задействованы силы трех государственных структур: ГИБДД, УМПЭП и ЦГСЭН.
В марте 1998 года с целью выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1738-р между Госкомэкологией России, МВД России и Правительством Москвы заключен договор, которым УМПЭП ГУВД города Москвы поручено осуществлять контроль за соблюдением экологических нормативов по выбросам вредных веществ автотранспортом в процессе эксплуатации на территории города Москвы, в связи с чем приказом ГУВД от 6 марта 1998 года N 261, совместным приказом ГУВД города Москвы и Москомприроды от 22 апреля 1998 года N 418/35-71 контроль за превышением СО и СН в городе Москве в системе правоохранительных органов возложен на экологическую милицию. Учитывая однородность правонарушений, предусмотренных статьями 81 и 114 (часть 3) КоАП РСФСР, необходимо передать полномочия по рассмотрению этих правонарушений подразделениям экологической милиции.
В целях комплексного решения проблемы усиления борьбы с экологическими правонарушениями необходимо распространить на органы внутренних дел полномочия по рассмотрению и принятию решения об административной ответственности граждан за правонарушения в сфере благоустройства города Москвы и охраны окружающей природной среды и природопользования, для чего дополнить статью 203 КоАП РСФСР ссылками на статьи 42, 80, 81, 102, 102.1, 144, 145 и 146.4 КоАП РСФСР.
Особый порядок рассмотрения административных правонарушений, отличающийся от общего, действующий в городах Москве и Санкт-Петербурге, не новшество для КоАП. В статьях 199 "Административные комиссии", 203 "Органы внутренних дел (милиция)", 209.1 "Органы государственной инспекции по маломерным судам", 209.2 "Органы Российской транспортной инспекции" наблюдается расширение полномочий этих органов, расположенных в столице и Санкт-Петербурге.
Кроме того, учитывая нестабильность экономики в стране, требуется пересмотреть размер взыскиваемых штрафов, отойти от размеров штрафов, выраженных в твердых суммах и установить штраф в зависимости от минимального месячного размера оплаты труда, а именно: в статьях 42, 63, 80, 81, 145 предусмотреть ответственность граждан в виде штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а должностных лиц - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Текст документа сверен по:
Московская городская Дума
http://www.duma.mos.ru/