Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 1999 года N 1093



О неотложных мерах борьбы с туберкулезом в г.Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 587-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 декабря 2003 года N 1096-ПП

____________________________________________________________________


Начиная с 1992 года в Москве (как и в целом в России) заболеваемость туберкулезом, инвалидность и смертность существенно увеличились. Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве. Смертность от туберкулеза больше, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.

Противотуберкулезные мероприятия, проводимые в настоящее время, являются недостаточно эффективными. Вся основная нагрузка по борьбе с туберкулезом в городе лежит на учреждениях Комитета здравоохранения Москвы. Вместе с тем без совместной работы учреждений Комитета здравоохранения Москвы, Центра госсанэпиднадзора в г.Москве, Комитета социальной защиты населения, ГУВД г.Москвы, Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве и ряда других ведомств нельзя рассчитывать на эффективное решение этой проблемы.

В целях комплексного решения задач по снижению напряженности эпидемиологической ситуации в Москве, реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации", от 27.06.96 N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России", приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации", от 03.07.97 N 193 "О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза", постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить целевую комплексную межведомственную программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (далее - Программа), согласно приложениям 1-4.

2. Создать Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (приложение 5).

3. Утвердить Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (приложение 6).

4. Управлению бюджетного планирования городского заказа, Комитету здравоохранения Москвы в установленном порядке провести конкурсы по подбору подрядных организаций на строительство и капитальный ремонт объектов, согласно приложениям 2 и 3.

5. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы выделять Комитету здравоохранения Москвы ежегодно 500 кв.м жилья в аренду для размещения медицинского персонала, привлеченного для работы во фтизиатрическую службу города.

6. Комитету труда и занятости обеспечить рассмотрение на конкурсной основе проектов, представляемых Комитетом здравоохранения Москвы по созданию и сохранению рабочих мест в противотуберкулезных учреждениях.

7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы в соответствии с приложениями 2, 3 предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2000 год и последующие годы:

7.1. По предложениям Управления бюджетного планирования городского заказа проектирование и строительство объектов здравоохранения в пределах объемов капитальных вложений, предусматриваемых по отрасли "Здравоохранение".

7.2. По заявке Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, согласованной с Министерством юстиции Российской Федерации, проектирование, строительство и реконструкцию следственных изоляторов с противотуберкулезными учреждениями за счет средств федерального бюджета при долевом участии Правительства Москвы.

8. Департаменту финансов по предложениям Комитета здравоохранения Москвы и других департаментов, комитетов и управлений, участвующих в выполнении Программы, предусматривать начиная с 2000 года выделение ассигнований в объемах, согласно приложениям 2 и 3.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 ноября 1999 года N 1093

     
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы"

     

ПАСПОРТ
целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы"


Наименование Программы

целевая комплексная межведомственная программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы"

Основание для разработки Программы

постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и от 27.06.96 N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России", приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и от 03.07.97 N 193 "О создании государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза", постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы" и от 29.09.98 N 733 "О дальнейшем развитии коечного фонда стационарных лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения"

Заказчик Программы

Комитет здравоохранения Москвы

Основные разработчики Программы

Комитет здравоохранения Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное управление внутренних дел г.Москвы, Управление исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения Москвы, Миграционная служба г.Москвы, Комитет труда и занятости

Цели и задачи

создание основы для прекращения роста и последующего снижения заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности от этого заболевания; совершенствование организации фтизиатрической службы; повышение эффективности мероприятий по профилактике, выявлению, лечению и реабилитации больных туберкулезом; укрепление материально-технической базы противотуберкулезных и других учреждений

Сроки и этапы реализации Программы

сроки - 2000-2002 годы


этапы:


1) 2000-2001 годы - создание эффективной системы мероприятий по выявлению, профилактике и лечению больных туберкулезом, реально работающей в современных условиях;


2) 2001-2002 годы - реализация первоочередных неотложных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения г.Москвы

Перечень основных мероприятий

- усовершенствование инфраструктуры фтизиатрической службы и материальной базы противотуберкулезных учреждений;


- разработка и внедрение оптимальной системы противотуберкулезных мероприятий, в том числе среди мигрирующего населения и социально дезадаптированных лиц;


- улучшение кадрового обеспечения противотуберкулезной службы;


- существенное усиление санпросветработы среди населения

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет здравоохранения Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное управление внутренних дел г.Москвы, Управление исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения, Комитет труда и занятости, Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Миграционная служба г.Москвы, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Департамент финансов, органы исполнительной власти административных округов

Источники финансирования

средства городского бюджета, средства федерального бюджета

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание основы для прекращения роста с последующим снижением заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности и смертности от этого заболевания. Разработка, апробация, внедрение системы мероприятий для стабилизации эпидобстановки

Система организации контроля за исполнением Программы

Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы", Комитет здравоохранения Москвы, МГНПЦ борьбы с туберкулезом, органы исполнительной власти в порядке, установленном для контроля за реализацией Программы.

     

     

Основные положения программы

     

1. Обоснование необходимости принятия программы


Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой. Это заболевание наносит серьезный материальный ущерб из-за утраты трудоспособности и преждевременной смерти значительной части наиболее трудоспособного населения и является прямым отражением социально-экономической ситуации в стране или в любом регионе. Сегодня туберкулез представляет собой существенную проблему для всех без исключения стран мирового сообщества. По данным ВОЗ одна треть населения мира инфицирована микобактериями туберкулеза, ежегодно заболевает 8 млн.человек, умирает 3 млн.человек. Общее число больных в мире 15 млн.человек, из них 11 млн. - люди работоспособного возраста.

Ожидается, что за 1999-2004 годы более 300 млн.человек будут инфицированы, у 90 млн.человек разовьется это заболевание, 30 млн.человек умрет от туберкулеза.

В развитых странах выявление и лечение каждого больного туберкулезом стоит как минимум 2000 долларов США, а излечение одного больного туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью обходится в 25000 долларов США. В Нью-Йорке после регистрации вспышки туберкулеза (в 1990-1992 годы) начиная с 1993 года затраты только на выявление и лечение антибактериальными препаратами больных туберкулезом составили 40 млн.долларов США в год. В результате в течение 2-3 лет вспышка была купирована. Несмотря на это, предполагается потратить на борьбу с туберкулезом до 2000 года более 2 млрд.долларов США.

Мировая тенденция изменения свойств возбудителя - появление "сверхсильных" и полирезистентных штаммов микобактерий туберкулеза проявляется и в Москве. Этому способствует, прежде всего, увеличение частоты сочетанных поражений туберкулезом и СПИД, онкологическими и другими заболеваниями, а также воздействие ряда факторов, вызывающих иммунодефицит (белковое голодание, алкоголь, наркотики, стрессы и т.д.).

Заболеваемость туберкулезом, инвалидность и смертность от этой патологии по данным официальной статистики после существенного повышения в 1991-1993 годы стабилизовались на высоком уровне, хотя эти показатели в г.Москве ниже, чем в целом по России. Самый низкий показатель заболеваемости в Москве зарегистрирован в 1991 году - 23,0 на 100 тысяч населения (по России - 34,0). За период 1991-1998 годы показатель заболеваемости повысился на 40,9%, и в 1998 году составил 32,4 на 100 тысяч населения. Особую тревогу вызывает увеличение заболеваемости детей (с 1991 по 1998 годы - на 67,6%). В целом по России заболеваемость в 1998 году составила 76,0 на 100 тысяч населения, а детей - 15,8 на 100 тысяч детского населения. Необходимо подчеркнуть, что туберкулезом болеют, главным образом, лица трудоспособного возраста (у женщин максимум заболеваемости падает на детородный возраст).

Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве (СИЗО).

В клинической структуре впервые выявленных больных повысился удельный вес остротекущих форм туберкулеза (милиарный, диссеминированный туберкулез, казеозная пневмония). Так удельный вес диссеминированного туберкулеза повысился с 11,7% в 1992 году до 14,9% в 1998 году, казеозной пневмонии с 1% в 1992 году до 3,5% в 1998 году.

Увеличилось число детей, у которых выявляются только последствия перенесенного (но не диагностированного) туберкулеза, и взрослых, у которых обнаружены только остаточные изменения после перенесенного туберкулеза, что также свидетельствует о недостатках работы по выявлению заболевания.

Ежегодно в Москве по данным туберкулинодиагностики инфицируется 0,6-0,7% детей, что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира.

Контингенты больных туберкулезом за 7 лет повысились на 10,2% и составили в 1998 году 136,8 на 100 тысяч населения (в 1992 году - 124,1), контингент детей, больных туберкулезом, повысились соответственно на 69,1% и составили 15,9 на 100 тысяч детского населения (в 1992 году - 9,4). Среди больных, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах, по данным официальной статистики более 30% составляют социально дезадаптированные лица и больные, страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией (на самом деле их значительно больше). Контингенты бактериовыделителей за 7 лет повысились на 20,4% и составили 50,7% (4332) на 100 тысяч населения (в 1992 году - 42,1 (3702).

Среди состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах увеличилось число лиц, имеющих инвалидность по туберкулезу, с 5030 в 1992 году до 7179 в 1998 году. Из числа больных активным туберкулезом 38% - инвалиды, из них 70% - лица трудоспособного возраста.

Смертность от туберкулеза увеличилась с 5,1 на 100 тысяч населения в 1992 году до 5,7 в 1998 году (среди постоянных жителей Москвы) и 9,7 - среди всего населения г.Москвы. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время от туберкулеза среди взрослого населения умирает больше больных, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.

Структура смертности от туберкулеза существенно изменилась за последние годы. Среди умерших в 1998 году 16,4% не состояли на учете при жизни (в 1992 году - 11,2%), а 20,1% (в 1992 году - 15,7%) состояли на учете менее одного года (эти больные большей частью умерли от остротекущих процессов). Эти данные свидетельствуют о недовыявлении, позднем выявлении и недостаточно эффективном лечении больных туберкулезом.

Не вызывает сомнения, что показатели официальной статистики в г.Москве (как и в целом по России) существенно занижены, что объясняется как недостаточным выявлением больных туберкулезом среди постоянно проживающих в данном регионе лиц, так и отсутствием точных данных о заболеваемости мигрирующего населения.

В ближайшие 2-3 года при существующем уровне противотуберкулезной помощи, малоэффективных социальных мероприятиях и непринятии экстренных мер для борьбы с туберкулезом неизбежно дальнейшее увеличение заболеваемости данной патологией.

Противотуберкулезные мероприятия, проводимые специализированными учреждениями, учреждениями общей сети, центрами госсанэпиднадзора и другими заинтересованными организациями, в настоящее время являются недостаточно эффективными, в первую очередь:

- при оценке эпидемиологической роли в распространении туберкулезной инфекции различных источников заражения;

- при организации противотуберкулезной помощи мигрирующему населению;

- при организации выявления больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания, когда своевременно начатое лечение позволяет достигнуть в относительно короткие сроки практического выздоровления;

- при взаимодействии лечебно-профилактических учреждений общей сети с фтизиатрической службой;

- при пропаганде знаний о туберкулезе среди населения.

Проведение эффективных противотуберкулезных мероприятий затрудняет:

- отсутствие необходимого материально-технического и кадрового обеспечения противотуберкулезной службы;

- наличие значительных групп мигрантов и социально дезадаптированных лиц;

- отсутствие правовой базы для осуществления мер принудительного характера к лицам, уклоняющимся от регистрации и лечения;

- недостаточно эффективное взаимодействие противотуберкулезной службы Комитета здравоохранения Москвы, центров госсанэпиднадзора и других заинтересованных организаций.

Таким образом, необходимость повышения эффективности организации противотуберкулезных мероприятий в Москве назрела давно. Для этого требуется проведение существенных и быстрых организационных преобразований и обеспечение их финансовой поддержки.

2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы


Целью программы является создание основы для прекращения роста и последующего снижения заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности и смертности от этой патологии.

Для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»