ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1999 года N 1093
О неотложных мерах борьбы с туберкулезом в г.Москве
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 587-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 декабря 2003 года N 1096-ПП
____________________________________________________________________
Начиная с 1992 года в Москве (как и в целом в России) заболеваемость туберкулезом, инвалидность и смертность существенно увеличились. Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве. Смертность от туберкулеза больше, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.
Противотуберкулезные мероприятия, проводимые в настоящее время, являются недостаточно эффективными. Вся основная нагрузка по борьбе с туберкулезом в городе лежит на учреждениях Комитета здравоохранения Москвы. Вместе с тем без совместной работы учреждений Комитета здравоохранения Москвы, Центра госсанэпиднадзора в г.Москве, Комитета социальной защиты населения, ГУВД г.Москвы, Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве и ряда других ведомств нельзя рассчитывать на эффективное решение этой проблемы.
В целях комплексного решения задач по снижению напряженности эпидемиологической ситуации в Москве, реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации", от 27.06.96 N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России", приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации", от 03.07.97 N 193 "О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза", постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить целевую комплексную межведомственную программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (далее - Программа), согласно приложениям 1-4.
2. Создать Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (приложение 5).
3. Утвердить Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" (приложение 6).
4. Управлению бюджетного планирования городского заказа, Комитету здравоохранения Москвы в установленном порядке провести конкурсы по подбору подрядных организаций на строительство и капитальный ремонт объектов, согласно приложениям 2 и 3.
5. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы выделять Комитету здравоохранения Москвы ежегодно 500 кв.м жилья в аренду для размещения медицинского персонала, привлеченного для работы во фтизиатрическую службу города.
6. Комитету труда и занятости обеспечить рассмотрение на конкурсной основе проектов, представляемых Комитетом здравоохранения Москвы по созданию и сохранению рабочих мест в противотуберкулезных учреждениях.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы в соответствии с приложениями 2, 3 предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2000 год и последующие годы:
7.1. По предложениям Управления бюджетного планирования городского заказа проектирование и строительство объектов здравоохранения в пределах объемов капитальных вложений, предусматриваемых по отрасли "Здравоохранение".
7.2. По заявке Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, согласованной с Министерством юстиции Российской Федерации, проектирование, строительство и реконструкцию следственных изоляторов с противотуберкулезными учреждениями за счет средств федерального бюджета при долевом участии Правительства Москвы.
8. Департаменту финансов по предложениям Комитета здравоохранения Москвы и других департаментов, комитетов и управлений, участвующих в выполнении Программы, предусматривать начиная с 2000 года выделение ассигнований в объемах, согласно приложениям 2 и 3.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы"
Наименование Программы | целевая комплексная межведомственная программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы" | |||
Основание для разработки Программы | постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и от 27.06.96 N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России", приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и от 03.07.97 N 193 "О создании государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза", постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы" и от 29.09.98 N 733 "О дальнейшем развитии коечного фонда стационарных лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения" | |||
Заказчик Программы | Комитет здравоохранения Москвы | |||
Основные разработчики Программы | Комитет здравоохранения Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное управление внутренних дел г.Москвы, Управление исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения Москвы, Миграционная служба г.Москвы, Комитет труда и занятости | |||
Цели и задачи | создание основы для прекращения роста и последующего снижения заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности от этого заболевания; совершенствование организации фтизиатрической службы; повышение эффективности мероприятий по профилактике, выявлению, лечению и реабилитации больных туберкулезом; укрепление материально-технической базы противотуберкулезных и других учреждений | |||
Сроки и этапы реализации Программы | сроки - 2000-2002 годы | |||
этапы: | ||||
1) 2000-2001 годы - создание эффективной системы мероприятий по выявлению, профилактике и лечению больных туберкулезом, реально работающей в современных условиях; | ||||
2) 2001-2002 годы - реализация первоочередных неотложных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения г.Москвы | ||||
Перечень основных мероприятий | - усовершенствование инфраструктуры фтизиатрической службы и материальной базы противотуберкулезных учреждений; | |||
- разработка и внедрение оптимальной системы противотуберкулезных мероприятий, в том числе среди мигрирующего населения и социально дезадаптированных лиц; | ||||
- улучшение кадрового обеспечения противотуберкулезной службы; | ||||
- существенное усиление санпросветработы среди населения | ||||
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет здравоохранения Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное управление внутренних дел г.Москвы, Управление исполнения наказаний Минюста России по г.Москве, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения, Комитет труда и занятости, Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Миграционная служба г.Москвы, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Департамент финансов, органы исполнительной власти административных округов | |||
Источники финансирования | средства городского бюджета, средства федерального бюджета | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы | создание основы для прекращения роста с последующим снижением заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности и смертности от этого заболевания. Разработка, апробация, внедрение системы мероприятий для стабилизации эпидобстановки | |||
Система организации контроля за исполнением Программы | Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по координации и контролю за исполнением целевой комплексной межведомственной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 годы", Комитет здравоохранения Москвы, МГНПЦ борьбы с туберкулезом, органы исполнительной власти в порядке, установленном для контроля за реализацией Программы. |
Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой. Это заболевание наносит серьезный материальный ущерб из-за утраты трудоспособности и преждевременной смерти значительной части наиболее трудоспособного населения и является прямым отражением социально-экономической ситуации в стране или в любом регионе. Сегодня туберкулез представляет собой существенную проблему для всех без исключения стран мирового сообщества. По данным ВОЗ одна треть населения мира инфицирована микобактериями туберкулеза, ежегодно заболевает 8 млн.человек, умирает 3 млн.человек. Общее число больных в мире 15 млн.человек, из них 11 млн. - люди работоспособного возраста.
Ожидается, что за 1999-2004 годы более 300 млн.человек будут инфицированы, у 90 млн.человек разовьется это заболевание, 30 млн.человек умрет от туберкулеза.
В развитых странах выявление и лечение каждого больного туберкулезом стоит как минимум 2000 долларов США, а излечение одного больного туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью обходится в 25000 долларов США. В Нью-Йорке после регистрации вспышки туберкулеза (в 1990-1992 годы) начиная с 1993 года затраты только на выявление и лечение антибактериальными препаратами больных туберкулезом составили 40 млн.долларов США в год. В результате в течение 2-3 лет вспышка была купирована. Несмотря на это, предполагается потратить на борьбу с туберкулезом до 2000 года более 2 млрд.долларов США.
Мировая тенденция изменения свойств возбудителя - появление "сверхсильных" и полирезистентных штаммов микобактерий туберкулеза проявляется и в Москве. Этому способствует, прежде всего, увеличение частоты сочетанных поражений туберкулезом и СПИД, онкологическими и другими заболеваниями, а также воздействие ряда факторов, вызывающих иммунодефицит (белковое голодание, алкоголь, наркотики, стрессы и т.д.).
Заболеваемость туберкулезом, инвалидность и смертность от этой патологии по данным официальной статистики после существенного повышения в 1991-1993 годы стабилизовались на высоком уровне, хотя эти показатели в г.Москве ниже, чем в целом по России. Самый низкий показатель заболеваемости в Москве зарегистрирован в 1991 году - 23,0 на 100 тысяч населения (по России - 34,0). За период 1991-1998 годы показатель заболеваемости повысился на 40,9%, и в 1998 году составил 32,4 на 100 тысяч населения. Особую тревогу вызывает увеличение заболеваемости детей (с 1991 по 1998 годы - на 67,6%). В целом по России заболеваемость в 1998 году составила 76,0 на 100 тысяч населения, а детей - 15,8 на 100 тысяч детского населения. Необходимо подчеркнуть, что туберкулезом болеют, главным образом, лица трудоспособного возраста (у женщин максимум заболеваемости падает на детородный возраст).
Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве (СИЗО).
В клинической структуре впервые выявленных больных повысился удельный вес остротекущих форм туберкулеза (милиарный, диссеминированный туберкулез, казеозная пневмония). Так удельный вес диссеминированного туберкулеза повысился с 11,7% в 1992 году до 14,9% в 1998 году, казеозной пневмонии с 1% в 1992 году до 3,5% в 1998 году.
Увеличилось число детей, у которых выявляются только последствия перенесенного (но не диагностированного) туберкулеза, и взрослых, у которых обнаружены только остаточные изменения после перенесенного туберкулеза, что также свидетельствует о недостатках работы по выявлению заболевания.
Ежегодно в Москве по данным туберкулинодиагностики инфицируется 0,6-0,7% детей, что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира.
Контингенты больных туберкулезом за 7 лет повысились на 10,2% и составили в 1998 году 136,8 на 100 тысяч населения (в 1992 году - 124,1), контингент детей, больных туберкулезом, повысились соответственно на 69,1% и составили 15,9 на 100 тысяч детского населения (в 1992 году - 9,4). Среди больных, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах, по данным официальной статистики более 30% составляют социально дезадаптированные лица и больные, страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией (на самом деле их значительно больше). Контингенты бактериовыделителей за 7 лет повысились на 20,4% и составили 50,7% (4332) на 100 тысяч населения (в 1992 году - 42,1 (3702).
Среди состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах увеличилось число лиц, имеющих инвалидность по туберкулезу, с 5030 в 1992 году до 7179 в 1998 году. Из числа больных активным туберкулезом 38% - инвалиды, из них 70% - лица трудоспособного возраста.
Смертность от туберкулеза увеличилась с 5,1 на 100 тысяч населения в 1992 году до 5,7 в 1998 году (среди постоянных жителей Москвы) и 9,7 - среди всего населения г.Москвы. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время от туберкулеза среди взрослого населения умирает больше больных, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.
Структура смертности от туберкулеза существенно изменилась за последние годы. Среди умерших в 1998 году 16,4% не состояли на учете при жизни (в 1992 году - 11,2%), а 20,1% (в 1992 году - 15,7%) состояли на учете менее одного года (эти больные большей частью умерли от остротекущих процессов). Эти данные свидетельствуют о недовыявлении, позднем выявлении и недостаточно эффективном лечении больных туберкулезом.
Не вызывает сомнения, что показатели официальной статистики в г.Москве (как и в целом по России) существенно занижены, что объясняется как недостаточным выявлением больных туберкулезом среди постоянно проживающих в данном регионе лиц, так и отсутствием точных данных о заболеваемости мигрирующего населения.
В ближайшие 2-3 года при существующем уровне противотуберкулезной помощи, малоэффективных социальных мероприятиях и непринятии экстренных мер для борьбы с туберкулезом неизбежно дальнейшее увеличение заболеваемости данной патологией.
Противотуберкулезные мероприятия, проводимые специализированными учреждениями, учреждениями общей сети, центрами госсанэпиднадзора и другими заинтересованными организациями, в настоящее время являются недостаточно эффективными, в первую очередь:
- при оценке эпидемиологической роли в распространении туберкулезной инфекции различных источников заражения;
- при организации противотуберкулезной помощи мигрирующему населению;
- при организации выявления больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания, когда своевременно начатое лечение позволяет достигнуть в относительно короткие сроки практического выздоровления;
- при взаимодействии лечебно-профилактических учреждений общей сети с фтизиатрической службой;
- при пропаганде знаний о туберкулезе среди населения.
Проведение эффективных противотуберкулезных мероприятий затрудняет:
- отсутствие необходимого материально-технического и кадрового обеспечения противотуберкулезной службы;
- наличие значительных групп мигрантов и социально дезадаптированных лиц;
- отсутствие правовой базы для осуществления мер принудительного характера к лицам, уклоняющимся от регистрации и лечения;
- недостаточно эффективное взаимодействие противотуберкулезной службы Комитета здравоохранения Москвы, центров госсанэпиднадзора и других заинтересованных организаций.
Таким образом, необходимость повышения эффективности организации противотуберкулезных мероприятий в Москве назрела давно. Для этого требуется проведение существенных и быстрых организационных преобразований и обеспечение их финансовой поддержки.
Целью программы является создание основы для прекращения роста и последующего снижения заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности и смертности от этой патологии.
Для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач: