40. По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии проводит заседание, на котором объявляет состав комиссии, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные мероприятия, об обстоятельствах происшествия и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает указания по планированию работы комиссии и другим оперативным вопросам.
41. Председатель комиссии организует, проводит и контролирует работу на всех этапах расследования, координирует действия всех участников расследования. Решения по основным организационным и методическим вопросам расследования принимаются комиссией, при этом председатель комиссии обладает правом принятия окончательного решения. Член комиссии, несогласный с принятым решением, имеет право письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту расследования.
Заседания комиссии при наличии разногласий по обсуждаемым вопросам, а также в других необходимых случаях оформляются протоколами. Протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.
42. Работа комиссии и подкомиссий проводится по утвержденным председателем комиссии планам.
Состав подкомиссий (рабочих органов) утверждает председатель комиссии (подкомиссии).
43. Комиссия определяет объекты для проведения аналитических, лабораторных и других исследований, которые вместе с описанием обстоятельств авиационного происшествия, необходимой документацией и техническим заданием на проведение исследований направляет в научные организации или передает начальнику научно-исследовательской летающей лаборатории в случае ее работы на месте авиационного происшествия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469; в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
44. Для участия в расследовании авиационного происшествия, связанного с отказом авиационной техники, привлекается, как правило, научно-исследовательская летающая лаборатория.
Детали воздушного судна, имеющие признаки столкновения с птицей, и останки птицы направляются для исследования в центральную судебно-медицинскую лабораторию Министерства обороны Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
45. Исследования аварийной техники проводятся в специально подготовленном для работы месте или на борту научно-исследовательской летающей лаборатории с выставлением, как правило, воздушного судна-аналога.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
46. Исследования аварийной техники как в научных организациях, так и на месте авиационного происшествия проводятся, как правило, совместно с представителями организаций - разработчиков и организаций - изготовителей воздушного судна (беспилотной авиационной системы). В случае неприбытия представителей в течение 5 дней с момента авиационного происшествия исследования проводятся без их участия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469; в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
47. Специалисты, проводившие исследования, как правило, в 10-дневный срок после получения от комиссии объектов исследования и технического задания проводят необходимые работы и направляют заключение должностному лицу соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна). Копии указанных документов представляются в указанный срок председателю комиссии и начальнику Службы безопасности полетов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
48. Полный отчет по результатам проведенных исследований аварийной техники составляется в 30-дневный с даты поступления материала на исследование срок, подписывается специалистами, участвующими в исследованиях, утверждается руководителем организации, проводившей исследования, и рассылается адресатам, указанным в пункте 55 настоящих Правил.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469; в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854. - См. предыдущую редакцию)
49. Эксперт (экспертная группа) в соответствии с планом работы комиссии получает в письменной форме задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих ответа.
Результаты работы оформляются в виде заключения, подписываемого экспертом (членами экспертной группы), которое приобщается к делу расследования.
50. Результаты работы подкомиссий оформляются в виде отчетов, которые после рассмотрения на заседании комиссии включаются в дело расследования.
51. Итоговым документом работы комиссии является акт расследования авиационного происшествия, который составляется на основании материалов и выводов, содержащихся в отчетах подкомиссий и рабочих групп, результатов исследований и экспертиз, а также с учетом других имеющихся в распоряжении комиссии материалов.
52. Каждый экземпляр акта расследования авиационного происшествия подписывается членами комиссии.
53. Член комиссии, несогласный с содержанием или выводами акта расследования авиационного происшествия, в течение суток представляет председателю комиссии письменно особое мнение с обоснованием и конкретными предложениями.
Для рассмотрения особого мнения комиссией создается специальная группа, которая готовит по нему мотивированное заключение. Если особое мнение не учитывается комиссией, член комиссии, представивший его, подписывает акт расследования с пометкой "с особым мнением". Особое мнение вместе с мотивированным заключением по нему приобщается к акту расследования.
Аналогичный порядок должен соблюдаться при составлении и подписании отчетов подкомиссий и рабочих групп.
54. По результатам работы комиссии оформляется дело расследования авиационного происшествия (приложение N 4), которому может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена степень секретности.
Дело расследования авиационного происшествия с воздушным судном, находящимся в пользовании Федеральной службы безопасности Российской Федерации, оформляется с учетом положений Федерального закона "О федеральной службе безопасности".
(Абзац дополнительно включен с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339)