ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 1999 года N 1329


Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 16 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2008 года N 34 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 5, 04.02.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N 1013 (Российская газета, N 286, 20.12.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N 1013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.08.2015, N 0001201508200004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N 112 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2016, N 0001201602200008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 443 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 904 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.09.2016, N 0001201609140005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2019, N 0001201904290002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310127) (вступило в силу c 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2022, N 0001202212200033).      

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения по применению утвержденных настоящим постановлением Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации дает Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 1999 года N 1329

ПРАВИЛА
расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 16 декабря 2022 года)

     

     

I.  Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее соответственно - федеральные органы исполнительной власти, федеральный государственный орган, организации).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

2. Каждое авиационное происшествие или авиационный инцидент с государственными воздушными судами в Российской Федерации подлежит обязательному расследованию комиссией по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента (далее - комиссия), которая имеет статус государственной комиссии и образуется в установленном настоящими Правилами порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

3. Специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее - воздушные суда), а также их классификации и учета является Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Служба безопасности полетов).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами (за исключением авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами), находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые одновременно вовлечен авиационный персонал федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.

Организация и проведение расследований авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются командованиями объединений (соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом или организациями (по принадлежности воздушного судна).

Организация и проведение расследований серьезных авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются командованиями объединений (соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а авиационных инцидентов - командованиями авиационных (воинских) частей (по принадлежности воздушного судна).

Организация и проведение расследований иных авиационных инцидентов осуществляются федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом или организациями (по принадлежности воздушного судна).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

5. Целями расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента являются установление причин авиационного происшествия или авиационного инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента.

II. Определения

6. Авиационные события подразделяются на:

а) авиационные происшествия;

б) авиационные инциденты;

в) чрезвычайные и наземные происшествия.

7. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

8. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

9. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) "авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.

Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает должностное лицо, назначившее комиссию.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации -главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующий родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

Решение о целесообразности восстановления легкого или малого беспилотного воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает должностное лицо, назначившее комиссию;

(Абзац дополнительно включен с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339)

б) "авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;

в) "авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

г) "авиационное объединение" - командование дальней авиации, командование военно-транспортной авиации, армия Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (г.Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, управления авиационных структур федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

д) "авиационное подразделение" - авиационное (вертолетное) звено, авиационный (вертолетный) отряд, отряд беспилотных летательных аппаратов, рота беспилотных летательных аппаратов, авиационная (вертолетная) эскадрилья, эскадрилья беспилотных летательных аппаратов, авиационная группа отдельного базирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации, батальон беспилотных летательных аппаратов, а также первичная структура авиации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

е) "авиационное соединение" - авиационная дивизия, бригада армейской авиации, центр боевого применения и переучивания летного состава, центр боевой подготовки и боевого применения (Военно-воздушных сил), 4 Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации, центр летной подготовки федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (г.Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, авиационный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации, авиация оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии Российской Федерации, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, осуществляющее координацию деятельности в пределах федерального округа, федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина";

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

ж) "авиационная часть" - авиационный (вертолетный) полк, полк беспилотных летательных аппаратов, отдельный авиационный (вертолетный) отряд, отдельная авиационная (вертолетная) эскадрилья, отдельная эскадрилья беспилотных летательных аппаратов, центр показа авиационной техники, авиационная комендатура, испытательные центры 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, 924 Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации, военное представительство Министерства обороны Российской Федерации на предприятиях и в организациях промышленности, имеющее в штате летно-испытательный состав, Авиационная база Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединенный (отдельный) авиационный отряд (авиаотряд специального назначения (пилотируемых воздушных судов) федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, авиационно-спасательный центр, учреждение или Главное управление по субъекту Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальный орган и военная образовательная организация высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

з) "катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами;

з_1) "информационная система безопасности полетов" - информационная система сбора, обработки и доведения информации об опасных факторах и авиационных событиях с воздушными судами;

(Подпункт дополнительно включен с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339)

з_2) "легкое беспилотное воздушное судно" - беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с максимальной взлетной массой до 150 килограммов;

(Подпункт дополнительно включен с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339)

и) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна:

для пилотируемого воздушного судна - когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно;

для беспилотного воздушного судна - от начала проведения предстартовой подготовки экипажем до окончания пробега по взлетно-посадочной полосе и выключения двигателя (приземления и подачи команды на отцеп парашюта на стартово-посадочной площадке);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

и_1) "малое беспилотное воздушное судно" - беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с максимальной взлетной массой до 30 килограммов;

(Подпункт дополнительно включен с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339)

к) "мероприятия по обеспечению безопасности полетов" - действия, направленные на предотвращение авиационных происшествий;

л) "наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;

м) "причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;

н) "расследование авиационного происшествия" - процесс, который включает в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований и экспертиз, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и разработку мер по их предотвращению в будущем;

о) "рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;

п) "серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;

р) "серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна" - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»